Разделяем отходы правильно!
РАЗДЕЛЬНО СОБРАННЫЕ ОТХОДЫ— это НЕ МУСОР, это ВТОРИЧНОЕ СЫРЬЕ, из которого можно получать нужные нам товары, сокращая при этом нагрузку на окружающую среду.
Сегодня вторичной переработке может подвергаться довольно большая группа отходов. ПРИРОДЕ НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ в раздельном сборе коммунальных отходов.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ В ЧИСТОТЕ И СОХРАНИТЬ ПРИРОДУ?
✓ МАКУЛАТУРУ, СТЕКЛО, ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПЛАСТИКА И ПОЛИЭТИЛЕНА, ТЕКСТИЛЬ, МЕТАЛЛнужно складывать в специальные обозначенные контейнеры или сдавать в приемно-заготовительные пункты
✓ ТЕХНИКУ И ЭЛЕКТРОНИКУ, СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТХОДЫ, АВТОМОБИЛЬНЫЕ ШИНЫ нужно складывать в специальных местах, отведенных для крупногабаритных отходов
✓ БАТАРЕЙКИ И АККУМУЛЯТОРЫ, РТУТНЫЕ И ЛЮМИНИСЦЕНТНЫЕ ЛАМПЫ, ТЕРМОМЕТРЫ И МЕДИЦИНСКИЕ ОТХОДЫ НЕЛЬЗЯ ВЫБРАСЫВАТЬ в общий контейнер, они обладают опасными свойствами, прием таких отходов осуществляется в специальных приемных пунктах или в некоторых торговых объектах.
✓ БУМАГА: газеты, журналы, проспекты, картонная и другая бумажная упаковка, бумажные пакеты, фантики, салфетки и т.д. Упаковка должна быть сухой и не содержать остатков пищи.
✓ ПЛАСТИК: одноразовая посуда, ПЭТ-бутылки (предварительно сжав её), пластиковые тюбики и баночки от косметики, пластиковые коробки от тортов и других пищевых продуктов, полиэтиленовую плёнку, пластиковые канистры, упаковку от чипсов и т.д. Упаковка должна быть не загрязнённой, без остатков пищевых продуктов.
✓ СТЕКЛО: пустые стеклянные бутылки, стеклянные банки.
✓ МЕТАЛЛ: различные металлические предметы
Для раздельного сбора мусора не подходят:
обои с водозащитными плёнками, фотобумага, упаковка «Тетра Пак» (соки, молоко), полиэтиленовая упаковка от сметаны, молока, кефира, скотч, подгузники, пластмассовые игрушки или предметы обихода, пищевые отходы, оконное и мебельное стекло, лампочки, зеркала, термостойкая посуда для СВЧ, хрусталь.
Об организации раздельного сбора мусора в Гродно
Репортаж телеканала Гродно плюс (посмотреть)
Репортаж БЕЛТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ (посмотреть)
Статья в газете "Гродненская правда" (посмотреть)
Статья в газете "Вечерний Гродно" (посмотреть)
Методическая разработка классного часа
«Быть хозяином непросто»
Цель: ознакомление учащихся с понятием коммунальные услуги.
Задачи:
- Воспитывать осознанное отношение к экономии коммунальных ресурсов.
- Дать базовое понятие об оплате коммунальных услуг.
- Развить понятие об ответственности за уплату коммунальных услуг.
Оборудование: компьютер, проектор.
Отгадайте загадки
- Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём –
Как мы назовём? (вода, водопровод)
2. К дальним сёлам, городам
Что идёт по проводам?
Светлое величество!
Это … ? (электричество)
3. Загляни под окошко –
Там растянута гармошка.
Но гармошка не играет,
Нашу школу согревает. (отопление, радиатор)
- Вступление
- Ребята с водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой, не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет, чтобы было светло, - мы начинаем потреблять с вами что?!... коммунальные услуги.
В каждом крупном городе нашей страны есть организация, которая занимается тем, что рассчитывает, какую сумму вы должны ежемесячно платить за использование этих коммунальных услуг. В нашем городе – это «Единый информационный расчётно-кассовый центр» (СЛАЙД 2).
- Основная часть
Каждый из вас – это будущий хозяин или хозяйка. Вы подрастёте и будете иметь собственное жильё, поэтому должны знать, что каждый хозяин несёт ответственность за своевременную оплату коммунальных услуг, за рациональное использование воды, электроэнергии, газа и т.д. Что же нужно знать, чтобы быть настоящим хозяином?
Для начала, нужно научиться экономить. Но зачем? Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, водоснабжение, газ и не только. Это наши с вами удобства.
- А если случится так, например, что электричество отключат или вода пропадёт? Что будет? (вопрос детям)
Таким образом, все эти удобства очень важны для человека. Но рационально ли мы используем всё, что даёт нам Земля, хорошие ли мы хозяева? Ведь хороший хозяин – это человек, который бережно, экономно пользуется электричеством, водой, знает, как поступать с бытовым мусором.
- А вы разделяете мусор? Для чего это нужно? (вопрос детям)
Все мы каждый день используем и выбрасываем множество одноразовых вещей – пластиковые бутылки, упаковку, алюминиевые банки и многое другое. Все эти отходы способны существовать дольше всех живущих на Земле людей. Для того чтобы эти отходы разложились в природной среде, нужно очень много времени.
Игра «Верю – не верю»:
Верите ли вы, что …
- Полиэтиленовые пакеты разлагаются – от 100 до 400 лет (верно)
- Пластиковые бутылки – 200-250 лет (верно)
- Самый большой мусорный полигон в мире расположен в Америке. В местности Fresh Kills. Он занимает площадь в 1200 га, что равняется 1700 футбольным полям. Каждый день на него привозят 13 тыс. тонн отходов.
-Самый распространённый мусор на планете – сигаретные окурки. Каждый год их выбрасывается около 4 500 000 000 штук
- музей мусора. В США, штат Нью-Джерси открыт, в Башкирии в ближайшее время планируется открытие музея, в котором будет собран самый интересный, нестандартный и даже опасный мусор
- что есть целый мусорный континент (правда, он в Тихом океане) (СЛАЙД 3,4)
- что мусор есть даже в космосе? (верно, и его там достаточно. Космонавты выбрасывали его долгое время и потом пришлось создавать специальную машину для сбора мусора в космосе) (СЛАЙД 5).
- что есть потомственные мусорщики (да, в Каире, это целая профессия, которая передаётся от отца к сыну)
- есть страна, в которой штраф за выброшенную на землю бумагу или за плевок более 1000 долларов? (верно, это Сингапур, и даже жвачки там запрещены, т.к. они портят асфальт)
- что можно заработать на мусоре? (Швеция – та страна, которая благодаря мусору обеспечивает стабильный доход в государственную казну. Практически весь мусор в стране подлежит переработке. Львиная доля отходов сжигается с целью получения энергии. И только 4% всего мусора не приносит пользы, а просто зарывается в землю. Шведам достается энергия, которая вырабатывается в процессе утилизации мусора.)
Настоящий хозяин, безусловно, должен уметь экономить. Но кроме того, что мы помогаем Земле, экономя её ресурсы, таким образом сохраняем и свои деньги. Ведь если мы использовали меньше воды, газа, света, следовательно, мы заплатим за эти услуги меньше денег.
А как же ещё можно сэкономить хозяину?
А знаете ли вы, что, человеку, который будет не вовремя оплачивать коммунальные услуги, грозит штраф, или по-другому пеня. И с каждым неоплаченным днём этот штраф будет всё больше и больше. Разве эту неоплату можно назвать разумным поступком? Ведь человек теряет свои деньги, за которые мог бы купить что-нибудь полезное.
- До какого числа необходимо вносить плату за коммунальные услуги? (до 25 числа каждого месяца)
Игра «Замени» (СЛАЙД 6,7)
Игра «Замени»
1. Пылесос - … веник
2. Стиральная машина - … ручная стирка
3. Электрический чайник - … чайник для газовой плиты
4. Электрическая бритва - … бритвенный станок
5. Плойка для завивки - … термобигуди
6. Электромясорубка - … ручная мясорубка
7. Кухонный комбайн - … ручная нарезка
Разминка:
- Прозрачное, как стекло,
А не вставишь в окно. (Вода)
- Провела я солнце
Сквозь свое оконце,
К потолку подвесила,
Стало в доме весело. (Электролампочка)
- Я несу в себе водицу
Всем водица пригодится.
Можно мыться без хлопот
Если есть... (водопровод).
- По тропинке я бегу,
Без тропинки не могу,
Где меня, ребята, нет
Не зажжётся в доме свет. (Электричество)
- От работы вас избавлю,
Ни пылинки не оставлю. (Пылесос)
- К далёким сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое Величество —
Это... (электричество).
Что же ещё нужно знать настоящему хозяину (на слайде извещение) (СЛАЙД 8)
- Ребята, кто знает, что это? Каждый месяц в ваш дом приходят эти листочки – извещения. Они нужны нам для того, чтобы мы знали, сколько должны заплатить за оказанные нам коммунальные услуги. Что же там написано?
Кроме услуг, о которых мы с вами говорили, есть ещё некоторые, которые ваши родители ежемесячно оплачивают (этот словарик даётся в виде распечатки каждому на руки для самостоятельного рассмотрения и изучения).
Словарик сложных слов
- Техническое обслуживание – это поддержание в исправном состоянии строительных и инженерных систем дома (исправность труб, проводов, крыш);
- Капитальный ремонт – это восстановление неисправных конструкций дома (например, утепление дома, замена окон);
- Теплоснабжение – это отопление. Услуга оплачивается лишь в период холодов;
- Техническое обслуживание лифта – поддержание лифта в исправном состоянии;
- Обращение с твёрдыми коммунальными отходами – это вывоз мусора;
- Санитарное содержание вспомогательных помещений – это уборка площадок;
- Уборка придомовой территории – это работа дворника;
- Электроэнергия на освещение вспомогательных помещений – это освещение площадок, входа в подъезд.
На слайде счётчики, спросить, что это на экране.
Кто в семье снимает показания по счётчикам?
(А как же мы можем узнать, сколько использовано нами воды, газа, электроэнергии. Для этого существуют приборы учёта, или счётчики. Давайте посмотрим, какие же они бывают (СЛАЙДЫ 9-12))
И вот с одним мальчиком однажды случилась история:
Сын просит у отца роликовые коньки. Отец, грустно качая головой, говорит:
- «Сынок, очень сильно хотел купить тебе ролики, но вот пришла квитанция по оплате услуг ЖКХ, и такая большая сумма за электроэнергию, газ, тепло, воду, что придется отложить покупку роликов на следующий раз».
Сын: - «А если и в следующий раз будет большая сумма??»
Отец: - «Значит, опять придется отложить покупку!»
Сын задумался, - «Что делать???»
- Всё, что назвал отец сыну, это коммунальные услуги – вода, электроэнергия, газ, отопление и другие. И все эти услуги мы обязаны оплачивать каждый месяц. Но настоящий хозяин должен уметь их экономить, чтобы сохранить больше денег для различных покупок.
Я предлагаю нам устроить конкурс на самого экономного хозяина (2 ватмана)
Конкурс на самого экономного хозяина. Работа в группах (дети должны выдвинуть как можно больше идей, как экономить. А помогать может классный руководитель.
Просмотр мультфильма, беседа по увиденному ролику, что понравилось?
Мне понравилось на уроке….
Я буду теперь знать, что….