РУ БЕ EN

Советы педагога-психолога

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями.

  1. Игнорировать истерические реакции.
  2. Предупредить класс не обращать внимания в момент истерики.
  3. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
  4. Не стремиться угодить.
  5. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение-это ему и надо (подсознательно).
  6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои поступки.
  7. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолимая жажда признания.
  8. Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.
  9. Требует много льгот для себя.
  10. Лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
  11. Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков- одно замечание или наказание.
  12. Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
  13. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание -неподвижностью). Такое наказание он запомнит.
  14. Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.
  15. Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья один человек- требования всех членов едины.
  16. Ожесточить режим. Пресекать бесцельное времяпровождение.
  17. Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный.
  18. Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое.
  19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «надо», «плохо»
  20. Повышать самооценку, уверенность в себе.
свернуть

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми.

Этих детей характеризует выраженный аутизм ( уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но отсутствуют широкие познавательные интересы. Нетипичные интересы ( о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать и мечтать. Развита речь, но часто формальна. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям, но безразличен к внешнему миру. Способны на странные мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6-го этажа, но не из желания убить, а  посмотреть, как он приземлиться). Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей- он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.  

        В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучать его, т.к. для него главное, чтобы оставили его в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя». Ничего не навязывать, а приспособляться к ним.

  1. Не призывать  к совести, не читать морали.
  2. Учитывать наличие страхов, методом наблюдения  (особенно анализом рисунков)

определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т.д. страх сопряжен с любопытством- помочь преодолеть эту стену.

  1. Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.
  2. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
  3. Стимуляция психической активности, направленной взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий).
  4. Учитывать интерес к точным наукам- математике, физике.
  5. Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.
  6.  Отношения к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.
свернуть

Рекомендации по работе с застенчивыми детьми.

Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте- ипохондрия- за свое здоровье и здоровье родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелый стресс, который долго переживают. Склонны к СУИЦИДУ (самоуничтожение),

Внушаемы:

  1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
  2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
  3. Включать в общественные посильные дела.
  4. Хвалить самостоятельность.
  5. Стимулировать личную ответственность.
  6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать.

Отношения ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами, успокоившись.

  1. Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.
  2. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из (помещения) класса- это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен.
  3. Иногда можно позволить отвечать  с места или письменно.

Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное- ошибиться или кого-то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом варианты решения проблемы.

свернуть

Рекомендации по работе с агрессивными детьми.

  1. Агрессивные дети часто бывают вооружены.
  2. Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
  3. Общение на  равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
  4. в открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
  5. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
  6. Обсуждайте поведение только после успокоения.
  7. Мстительны, иногда годами ждут отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
  8. Выясняйте, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. « Имя.., ты  расстроился., потому что … Ты можешь переживать, не имевши право обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?». Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
  9. Пусть за что-то отвечает в школе.
  10. Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.
  11. Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой- момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
  12. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
  13. Свое плохое настроение не разряжать на нем.
  14. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедиться, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.  
свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ,

ТРЕБУЮЩИМИ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

            Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и пр. В представленной классификации детей, выделены те группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при обучении  и проблемы в поведении. Предлагаются некоторые возможные пути оказания поддержки этим детям.

« ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ» ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика

  • Правополушарными таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария.
  • У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Запоминание материала лучше происходит на основе ассоциаций, метафор, аналогий.
  • Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно составлять конспекты, планы.
  • Таким детям трудно выделять главное, но они хорошо обобщают.
  • При устном опросе, если они не знают ответа, то могут его придумать или рассказать то, что знают из других областей. Ответы часто хаотичны.
  • Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях.
  • Они задают оригинальные вопросы, их ответы тоже часто оригинальны.

СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ 

·         Учить выделять главное. Убедить ребенка в эффективности этой непривычной для него стратегии. Субъективное удобство – не показатель эффективности. Критерий – то, что спрашивается в тесте. Нужно ориентировать таких детей на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?

·         Учить вчитываться в текст,  отвечать на вопрос: «Про что именно тебя спрашивают?»

·         Перед тем, как заполнить бланк, попросить записывать первые пять мыслей, пришедших в голову после прочтения вопроса из группы С. Затем проранжировать эти записи в порядке значимости. И только потом записывать ответ.

·         При подготовке задействовать образы, метафоры, картинки.

ТРЕВОЖНЫЕ и НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ
 

Краткая психологическая характеристика

 ·         Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты).

·         Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы.

·         При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли.

·         Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя посмотреть, правильно ли они сделали.

·         Они часто грызут ручку, теребят пальцы или волосы.

    Основные трудности

Ситуация проверки вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной проверки знаний для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ

·         Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта. Задача взрослого – поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по математике».

·     Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящей проверки знаний и значимости его результатов.

·         Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки на самой контрольной работе. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и др. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один».

·         Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно, и у тебя все получится».

 

ДЕТИ,
ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК
ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ

 

 Краткая психологическая характеристика

  • Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных».
  • У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий.
  • У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности.
  • Проверка знаний требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

 

СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ 

·         На этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры. Такими опорами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку, и пр.

·         Во время проверки знаний таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы он научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе в дальнейшем это отнимет у него слишком много сил и времени.

·         Необходимо привлекать родителей для помощи детям в домашних условиях организовывать деятельность и структурировать время.

 

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ» 
 

Краткая психологическая характеристика

·         Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью.

·         Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал.

·         Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и соответствующим образом (естественно, высоко) оценено.

·         Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.

·        При проверке знаний   возможный камень преткновения для них – необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

 

СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ 

  • Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.
  • Во время проверки знаний   перфекционисту нужно помочь распределить время. В ходе контрольной  можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» - и помогать ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».

 

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ 
 

Краткая психологическая характеристика 

·         Основная характеристика астеничных детей – высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.

·         Во время уроков они нередко ложатся на парту, подпирают голову рукой или начинают раскачиваться, тем самым пытаясь себя тонизировать.

·         Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограниченны.

·        Проверка знаний  требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного времени (3 часа). Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ 

·         При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности.

·         Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки; чтобы ребенок не переутомлялся, ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать.

·         Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

·         Во время контрольной, диктанта астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен».

·         Можно научить детей нескольким простым физическим упражнениям для плечевого пояса, шеи, головы, которые он сможет незаметно для окружающих использовать для поддержания работоспособности.

 

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ 
 

Краткая психологическая характеристика 

·  Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму.

·  У них высокий темп деятельности, они могут сделать множество дел за короткое время, они импульсивны и порой несдержанны.

·  Быстро выполняя задания, они зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок.

·  Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости.

·  Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Они не расстраиваются из-за плохих оценок.

 

СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ 

·              Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал – проверь». Учителю важно научить ребенка проверять свою работу (при необходимости используя прием дистанцирования: «Представь, что проверяешь не свою работу, а работу Коли»).

·              Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Ребенок все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно.

·              Необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты контрольной работы.

·              Во время экзамена гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была у них минимальна.

 

ЗАСТРЕВАЮЩИЕ ДЕТИ 
 

Краткая психологическая характеристика 

·         Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое.

·         Они долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше.

·         Они основательны и зачастую медлительны. Они практически никогда не укладываются в отведенное время.

 

СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ 

·         Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания.

Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться.

·   Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене.

·   На экзамене задача взрослого – по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию».

·   Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается. 

 

Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими учащимися.

 

     При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, использовать наглядными пособиями и пр.

     Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

     При опросе создаются специальные ситуации успеха.

Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по ой или иной причине.

     В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

     В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок допускаемых ими ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится инструктаж о порядке выполнения домашних задания, о возможных затруднениях, предлагаются ( при необходимости) карточки- консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

свернуть

Как распознать подростка, испытывающего жизненные трудности ?

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

 

СЛОВЕСНЫЕ признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

- Прямо или косвенно намекать о своем намерении: "Лучше бы мне умереть". "Я больше не буду ни для кого проблемой", "Тебе больше не придется обо мне волноваться", "Скоро все проблемы будут решены", "Вы еще пожалеете, когда я умру!"…

- Косвенно намекать о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого проблемой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться".

- Много шутить  на тему самоубийства.

- Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ признаки:

  • Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
  • Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

- в еде – есть слишком мало или слишком много;

- во сне – спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде – стать например неряшливым;

- в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

 

СИТУАЦИОННЫЕ признаки:

Человек может решиться на самоубийство если:

  • Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствуют себя отверженным.
  • Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом); алкоголизм – личная или семейная проблема);
  • Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
  • Предпринимал раньше попытки суицида.
  • Имеет склонность к самоубийству впоследствии того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
  • Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  • Слишком критически настроен по отношению к себе.

 

Что делать?

 

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. А не осуждение и порицание. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам такого ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он и ли она могут не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в тоже время находиться в состоянии глубокой депрессии.

Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказывать свои проблемы.

Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить  степень риска в данной ситуации:

- Похоже, что у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает?

- Ты думал, когда-нибудь о самоубийстве?

- Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).

      Утверждение о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве. Но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны четкие утвердительные указания. Осознания вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.

    Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, психологов, к которым можно обратиться. В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

    Примечательно, что курс лечения подростка, попавшего после попытки суицида к специалисту, в основе своей,  предполагает теплые отношения между врачом и пациентом, которых так не хватает подростку в повседневной жизни. Врач должен дать понять подростку, что он всерьез воспринимает его попытку к самоубийству, что проблемы пациента действительно нелегкие, но они разрешимы, но не столь кардинальным способом. Так неужели чужой человек поймет и поддержит моего собственного ребенка лучше, чем я сам.

       Один психолог, занимавшийся философскими вопросами смысла жизни, пришел к выводу, что смысла жизни нет, пока ты сам себе его не придумаешь!

Вывод. Суть любой поддержки человека, находящегося в этой ситуации депрессии, когда этот фундамент смысла жизни из под ног ушел, дать ему другой, вернуть почву, вернуть ощущение "нужности" и необходимости, того, что он в этом мире кому-то нужен: дайте ему этот смысл. Покажите, что вы его любите. Кто в мире будет принимать и любить меня и принимать просто за то, что я есть, вне зависимости от поступков, которые я совершаю, от слов, которые употребляю, от того как веду себя, если  не мои собственные мама и папа, кому еще я нужен в этом мире так сильно.

 

Кто, если не вы?

 

свернуть

Психологические аспекты работы с учащимися, имеющими разный уровень развития

Ученики с разным уровнем развития обучаются по одним и тем же закономерностям:

 

- информация в начале и в конце урока запоминается лучше (эффект края);

- осмысленная информация запоминается лучше, чем бессмысленная;

- на уроке нужно задействовать все виды восприятия (аудиалы получают информацию ч/з слуховой канал, визуалы – с помощью зрения, кинестетики – ч/з ощущения, движения);

- на прочность усвоения учебного материала большое внимание оказывают мотивы деятельности учащихся, их интерес к изучаемой теме, положительные эмоции, возникающие при успешном усвоении материала, а также отрицательные эмоции вызванные переживаниями, чувством стыда или досады на себя из-за невнимательности, временных неудач при выполнении задания;

- если материал плохо понят, то он усваивается формально, запоминается не точно, искажения не замечаются, и часто возникает иллюзия запоминания или усвоения;

- забывание более интенсивно протекает сразу после изучения материала (в первые часы, минуты и даже секунды), а затем оно замедляется;

- повторение путем разнообразной деятельности эффективнее, чем его повторение в неизмененном виде;

- задания должны быть посильными, соответствовать уровню развития учащихся (индивидуальный подход);

- внимание к деятельности ослабляется если:

1. задание не посильно;

2. теряется уверенность;

3. работа совершается в чрезмерно быстром или медленном темпе;

4. она сводится к однообразным операциям;

5. исчезает интерес к ней;

6. выполняемая работа слишком проста;

- легче наблюдать единичное отличие среди многих черт сходства, чем наоборот; различие между объектами или ситуациями привлекают к себе внимание более, чем их сходство;

- чтобы повысить интерес учащихся к уроку не обязательно подбирать какой-либо особо интересный материал, при изучении любой темы достаточно добиться активной мыслительной деятельности учащихся над изучаемым материалом;

- активность мыслительной деятельности возрастает, если соблюдаются следующие условия:

1. учащийся, ознакомляясь с материалом, одновременно выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал;

2. учащийся обладает знаниями необходимыми для выполнения этого задания и навыками применения данного приема;

3. материал не является чрезмерно легким;

 


 

свернуть

Как восстановить душевное равновесие?

 Учитель, как никакой другой профессионал, нуждается в способности сохранять эмоциональную устойчивость.

 

 «Мое внимание останавливается на моем лице. Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Мышцы глаз расслаблены. Мышцы щек расслаблены. Губы и зубы разжаты. Мое лицо как маска.

  Внимание на руки! Мои пальцы расслаблены. Мои пальцы и кисти расслаблены. Мои предплечья и плечи расслаблены. Мои руки полностью расслаблены. Мое лицо спокойно и неподвижно.

  Внимание на ноги! Мои пальцы расслаблены. Мои стопы и голени расслаблены. Мои ноги полностью расслаблены.

  Все мое тело спокойно и неподвижно. Мышцы шеи и затылка расслаблены. Моя спина расслаблена. Грудь и живот расслаблены. Все мое тело спокойно и неподвижно. Мое лицо и все мое тело полностью расслаблены».

 

Фундамент позитивной педагогики – принятие каждого ученика. Первый шаг – умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.

 

«Плата за помощь»

  В общине Г.И. Гурджиева был старик, с которым никто не мог ужиться. Он был шумным, несносным возмутителем спокойствия. После нескольких месяцев препирательств

с другими членами общины тот уехал в Париж. Гурджиев поехал за ним, уговорил вернуться обратно, пообещав стипендию, в то время как остальные сами платили за свое обучение. Когда ученики увидели это, удивились и огорчились, Гурджиев объяснил: «Этот человек – как дрожжи без хлеба. Если бы его здесь не было, вы бы не смогли действительно понять, что такое… любящая доброта или сострадание. Вы бы не научились справляться со своим гневом и раздражением. Поэтому я привез его сюда, и вы платите мне, чтобы я вас учил, а я плачу ему за помощь».

- Подумайте, чему вы учитесь, работая с данным учеником, что добавляет в ваш профессиональный багаж взаимодействие с ним?

 

Почему возникают конфликты?

 

  •  Люди не понимают друг друга.
  •  Не владеют своими эмоциями.
  •  Не принимают чужого мнения.
  •  не считаются с правами других.
  •  Пытаются во всем доминировать.
  •  Не умеют слушать других.
  •  Хотят умышленно обидеть друг друга.

 

Философия путей выхода из проблемной ситуации

 

 

другие

я

задача

Обвинять другого

плохо

хорошо

не решается

Обвинять себя

хорошо

плохо

не решается

Поиск путей

хорошо

хорошо

решается

Меняю отношение к факту

хорошо

хорошо

решается

свернуть

Профилактика нервно-психологической напряженности учителя

«Научитесь расслабляться»

Для того, чтобы успешнее преодолевать внутреннее напряжение, учителю важно уметь расслабляться, т.е. владеть приемами релаксации.

1. Присядьте поудобнее. Одежда не должна стеснять ваших движений.

2. Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением и повторяйте мысленно: «Вдох – выдох, как прилив и отлив». Повторите эту процедуру 5 – 6 раз. Затем отдохните 20 секунд.

3. Волевыми усилиями сокращайте отдельные мышцы. Таким образом «пройдитесь» по всему телу. Повторите процедуру 2 – 3 раза. Расслабьтесь, ни о чем не думайте.

4. Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас от пальцев ног, через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».

5. Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела.

Вы чувствуете, как напряжение покидает вас: расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы. Наслаждайтесь испытываемым ощущением 30 секунд.

 

«Передышка»

Обычно, когда мы бываем расстроены, начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. Попытайтесь абстрагироваться от проблем, которые вас беспокоят. В течение 3-х минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете закрыть глаза. Если хотите, посчитайте до 5, пока делаете вдох, и до 7, пока делаете выдох. (Затрата большего количества времени на выдох создает мягкий, успокаивающий эффект.) Представьте, что ваши неприятности улетучиваются.

 

«Простые утверждения»

Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:

- «Сейчас я чувствую себя лучше».

- «Я могу управлять своими внутренними ощущениями».

- «Внутренне я ощущаю, что у меня будет все в порядке».

Постарайтесь придумать для себя собственные формулировки

свернуть

Некоторые советы, как победить стресс

ОБЩИЕ

  • Поговорите о своих проблемах с кем-нибудь их близких
  • Напомните сами себе, что вы человек и поэтому имеете право не ошибки
  • Держитесь настоящего друга или близкого человека, который понимает вас
  • Не смотрите на жизнь как на серию неудач, это всего лишь уроки, которые она дает
  • Спросите себя: «Что может случится самое плохое?». Затем задумайтесь, как вы поступите, если это произойдет. И вы поймете, что сумеете справиться

ДОМА

  • Взгляните на фотографии из семейного альбома, чтобы вспомнить о былом и хорошем
  • Сходите в кино на ваш любимый фильм
  • Отключите телефон и полежите в теплой ванне
  • Купите сами себе букетик цветов
  • Поставьте музыку, сядьте поудобнее и закройте глаза
  • Сходите в парк
  • Вспомните какие-нибудь самые счастливые мгновения вашей жизни
  • Позвоните другу (или подруге) с хорошим чувством юмора
  • Налейте бокал вина, позвольте себе какой-нибудь деликатес
  • Устройте себе спортивную разминку
  • Понежьте себя – массаж
  • Сделайте что-либо приятное для своего друга (подруги)
  • Побывайте у парикмахера

НА РАБОТЕ

  • Не сердитесь на справедливую критику и сделайте выводы
  • Всегда старайтесь сделать так, чтобы время обеда было и время отдыха
  • Все лишнее, что мешает работе (старые бумаги и т.д.), выбрасываете безжалостно
  • Купите себе игрушку, напоминающую начальство. Глуповато, но есть на чем сорвать злость
  • Время от времени вытягивайте ноги, поводите головой из стороны в сторону, распрямите спину
  • После окончания работы дайте себе десять минут, расслабьтесь и посидите с закрытыми глазами
  • Если можешь изменить обстоятельства – измени, не можешь изменить – измени отношение к ним
  • Жизнь ритмична: спады чередуются с подъемами
  • Не переделывай окружающих под свой лад
  • Не ожидай «манны небесной», будь реалистом
  • Умей смотреть на себя со стороны, люби и цени себя
свернуть

Своевременная помощь в случаях наркотического опьянения

Действия при признаках наркотического опьянения у учащегося:

 удалить учащегося из класса, изолировать от одноклассников;

немедленно поставить в известность руководителя учреждения образования и    родителей;

связаться с инспектором по делам несовершеннолетних местного отдела

внутренних дел;

важно корректно общаться с ребёнком, так как, возможно, ему (ей)      

необходимы поддержка и понимание взрослого и помощь специалиста.

  При признаках передозировки наркотиков необходимо:

     вызвать скорую помощь;

     повернуть пострадавшего на бок;

     очистить дыхательные пути;

     следить за состоянием пострадавшего;

     при частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту

     сделать искусственное дыхание.

свернуть

Интернет-ресурсы: