РУ БЕ EN

Организация питания

ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ в государственном учреждении образования «СШ № 35 имени Н.А.Волкова г.Гродно»

Важным условием поддержания здорового образа жизни и способности школьников к эффективному обучению является горячее питание в школе. Здесь дети проводят значительную часть своего времени, и правильно организованное питание, однозначно, улучшает показатели уровня их здоровья.

Организация питания учащихся в государственном учреждении образования осуществляется согласно статье 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании в соответствии с нормативными правовыми и иными актами. В школе созданы необходимые условия для организации питания учащихся.

Питание организовано Гродненским городским коммунальным унитарным предприятием «Азбука питания» в соответствии с актами законодательства и осуществляется за счет средств законных представителей несовершеннолетних, средств  республиканского и местного бюджетов, в соответствии с актами законодательства.

Право на бесплатное одно-, двух-, трехразовое питание в учреждениях общего среднего образования в зависимости от длительности пребывания в соответствии с учебным планом имеют школьники из малообеспеченных семей (семей, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала), из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, и из числа детей-инвалидов.

Для получения бесплатного питания необходимо подать заявление на имя директора учреждения образования с приложением соответствующих документов. Другие категории, указанные в этом постановлении, имеют право на бесплатное одноразовое питание.

Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами установлено, что учащиеся должны получать пищу через 3,5 – 4 часа. В этой связи родители (иные законные представители) должны быть заинтересованы в том, чтобы учащиеся получали горячий завтрак или обед, а посещающие группы продленного дня – двух(трех)разовое питание в зависимости от длительности пребывания (длительность пребывания 6–8 часов — двухразовое питание; 9–10,5 часов — трехразовое питание).

Учащимся в школе предоставляется горячий завтрак, а учащимся, посещающим группы продленного дня, предоставляется трехразовое питание.

В качестве горячего (второго) завтрака предлагается закуска (салат), горячее блюдо (каша, омлет, запеканка, блинчики), горячий напиток. Обед включает закуску (салат), суп, горячее блюдо, сладкое блюдо (напиток) или сок. Полдник включает напиток, выпечку, фрукты.

Для предоставления дополнительного питания организована работа буфета. В буфете есть условия для подогрева продуктов питания.

Для учащихся, нуждающихся в диетическом питании по медицинским показаниям, организовано диетическое питание.

Качество готовой пищи проверяется бракеражной комиссией, утвержденной приказом директора.

Пища готовится на каждый прием и реализовывается в течение трёх часов с момента приготовления.

 

 

Правильное питание ваших детей сегодня –

это забота об их здоровье на многие годы.

 

свернуть

Правила здорового питания

Дети школьного возраста нуждаются в сбалансированном питании, с высоким содержанием витаминов и микроэлементов, которое поможет их организму развиваться и оставаться здоровым.

Принципы правильного питания:

  • Количество. Калорийность получаемой пищи должна соответствовать энергозатратам.
  • Разнообразие. В день нужно употреблять продукты из разных групп – белки, углеводы, молочные продукты, жиры, фрукты и овощи.
  • Соотношение разных групп продуктов по количеству. Как правило, подбирается индивидуально.
  • Дробность питания. Не слишком часто и не слишком редко, кому как удобнее.
  • Большее количество еды должно съедаться в первой половине дня.
  • Полноценность. Все продукты должны быть максимально полезными и давать хорошее насыщение.

Чтобы справиться с утренней нагрузкой в школе, дети должны начинать свой день питательным завтраком - например, молоком с хлопьями. Затем - 1-2 фрукта или кусок кекса дадут им дополнительную энергию, чтобы чувствовать себя бодрым до обеда. Сам обед желательно сделать как можно разнообразнее.

Основные правила здорового питания школьников:

1-2 раза в неделю ребенку желательно есть рыбу;

1 раз в неделю - красное мясо (желательно говядина);

1-2 раза в неделю ребенок должен есть бобовые или такие блюда, как фаршированные овощи;

в остальные дни ребенку можно давать белое мясо (например, курицу) или блюда, приготовленные из макаронных изделий.

   В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста.

     Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.

     Учебный день по энергозатратам можно сравнить с многочасовым спортивным соревнованием. Ритм жизни школьника очень динамичен: он зубрит стихи, извлекает корень из числа, пишет диктант, а в следующий момент уже бежит кросс. И так всю неделю. Очень важно, чтобы здоровый рацион питания каждый день полностью восстанавливал силы и энергию ребенка.

    За фразой «школьное питание» стоит здоровье наших детей. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором сохранения здоровья учеников является организация правильного питания не только дома, но и в школе. Специалисты считают, что ухудшение здоровья детей связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическими загрязнениями окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни.

      Питание школьника должно быть сбалансированным, оптимальным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма.

        Отказываясь от горячего завтрака или обеда, ребята восполняют запас энергии за счет сладостей. Все это приводит к серьезным проблемам со здоровьем: задержки развития, анемии, кариесу, остеопорозу, болезням желудочно-кишечного тракта и т.д.

Перекусы в школе – настоящая проблема. Лучше всего в середине дня перекусить бананами, творогом, фруктами, сыром или съесть тарелку супа. Но не все так просто. Например, конфеты, шоколад, другие сладости имеют повышенное содержание сахара. Сахар в таком количестве угнетает психику ребенка, делает его вялым и ленивым. В первые несколько минут ребенок будет чувствовать энергетический подъем, но это продлится недолго.

     Отдельная история – чипсы. В них много жира, который дает повышенную нагрузку на пищеварительную систему, в результате чего ребенок приходит домой не голодным и отказывается от нормального обеда. Пока организм занят перевариванием чипсов, он тратит много энергии. Эту энергию он отнимает у мозга, что приводит к пассивности ребенка на занятиях.

При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.

 

Калорийность рациона школьника должна быть следующей:

7-10 лет – 2400 ккал

14-17лет – 2600-3000ккал

если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

Необходимо распределять калории так:

  • завтрак должен составлять 25% суточного количества калорий,
  • на обед уходит 35-40%,
  • в полдник школьник употребляет 10-15%,
  • и на ужин – примерно 25% .

Меню школьника

  • Молоко и молочные продукты – источник белка. Протеины (белки) – главный «строитель» органов и тканей ребёнка. Детский организм лучше всего усваивает молочный белок, затем идёт мясной белок, и наконец – растительный. Молоко, сливочное масло и сметану надо есть ежедневно. Творог и сыр – 2-3 раза в неделю.
  • Мясные продукты – мясной белок – птицу, баранину, свинину нежирную, ветчину, говядину надо есть хотя бы 1-3 раза в неделю.
  • Бобовые – растительные белки – можно есть 1-2 раза в неделю.
  • Жиры – жирные кислоты и витамины – дают организму энергию и калории. Растительные жиры усваиваются лучше животных, используйте их для заправки салатов и приготовления блюд.
  • Рыба – источник кальция и фосфора – участвует в правильном развитии костей ребёнка. Рыбу и морепродукты рекомендуется есть 2 раза в неделю.
  • Яйца – ценный питательный продукт – рекомендуются 2-3 раза в неделю в виде омлета, яичницы или в отварном виде.
  • Свежие фрукты и овощи, которые богаты углеводами, витаминами и пищевыми волокнами (клетчаткой), способствуют выработке энергии и улучшению пищеварения. Овощи и фрукты необходимо употреблять ежедневно 3 порции в день.
  • Каши, макароны, картофель содержат сложные углеводы, которые обеспечивают растущий организм энергией. Эти продукты можно чередовать для разнообразия меню школьника.
  • Сладости, мёд и кондитерские изделия (углеводы) лучше употреблять только после еды. Ребёнок должен понимать, в чём польза и вред сладкого: в небольших количествах сахар способствует умственной деятельности, а в избытке – вызывает лень, нарушает обмен веществ и ухудшает работу мозга.
  • Хлеб и хлебобулочные изделия содержат витамины и клетчатку, регулируют пищеварение, кровообращение и работу нервной системы. Полезен хлеб из муки грубого помола или из проросших зёрен, хотя для завтрака подходит и сдоба.
  • Напитки. Школьнику надо выпивать в день от 1 до 1,5 литров различных напитков: фруктовых или овощных соков, воды.
  • Витамины и микроэлементы участвуют в росте ребёнка и сохраняют его здоровье. При рациональном питании ребёнок всё необходимое получает с пищей. Особенно, если овощи и фрукты соответствуют сезону: весной – зелень, летом и осенью – свежие ягоды, фрукты и овощи, зимой – сухофрукты и замороженные фрукты. В случае недостатка витаминов в рационе, можно принимать поливитамины по совету доктора. 

Острые, пряные, маринованные, копчёные продукты, консервы, специи и много соли детям не нужны, особенно малышам. 

Горячими блюдами кормить школьника обязательно на завтрак, обед и ужин.

Соблюдайте сочетание продуктов:

  • Сырые овощи и салаты хорошо давать ребёнку перед едой, они тогда лучше усваиваются и стимулируют пищеварение.
  • Если, например, на первое – борщ, то на второе можно подать на гарнир кашу или макароны; если на первое – суп с крупой или лапша, то на второе подойдёт овощное блюдо.
  • Не совмещайте в одном блюде (или в один приём пищи) белки или жиры разного происхождения, а также растительные и животные. Например, мясо не сочетать с молоком, лучше – с овощами, а с молоком или творогом совместимы крупы.
  • Свежие ягоды и фрукты лучше всего усваиваются самостоятельно, без сахара и других продуктов, поэтому давайте их ребёнку на полдник.

 

Памятка для родителей: в каких продуктах «живут» витамины

 Витамин А — содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает сопротивляемость организма в целом.

Витамин B1 — находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Витамин B2 — находится в молоке, яйцах, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.

Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.

Витамин В6— в цельном зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.

Пантотеновая кислота — в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.

Витамин B12 — в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.

Фолиевая кислота — в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.

Биотин — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах, влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.

Витамин С — в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.

Витамин D — в печени рыб, икре, яйцах, укрепляет кости и зубы.

Витамин Е — в орехах и растительных маслах, защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.

Витамин К — в шпинате, салате, кабачках и белокочанной капусте, регулирует свертываемость крови.

Построить идеальный рацион и выдержать идеальный режим питания очень сложно, но свести отрицательные моменты к минимуму вполне реально и в наших силах, тем более, что речь идет о здоровье наших детей.

свернуть

Методические рекомендации по организации питания в учреждениях образования в 2024-2025 учебном году

Комплексная система мер, направленная на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся СШ № 35 имени Н.А.Волкова г.Гродно на 2024/2025 учебный год

 

Мероприятие

Срок исполнения

Ответственные

1. Организационные мероприятия

1.

Штукатурка, шпаклевка и покраска оконных проемов.

Август 2024

Заместитель директора по ХР Медведь Д.П.

2.

Покраска стен обеденного зала, пищеблока, электрооборудования, ножек столов и стульев в обеденном зале

 

Август 2024

Заместитель директора по ХР Медведь Д.П.

3.

Приобретение кухонной и столовой посуды, столовых приборов

Сентябрь 2024

Заместитель директора по ХР Медведь Д.П.

4.

Организация диетического питания обучающихся с учетом состояния здоровья

2024/2025 учебный год

Медицинские работники школы

5.

Проведение С-витаминизации с учетом возраста и в соответствии с нормативными документами

2024/2025 учебный год

Заведующий производством Курило М.В.

2. Организация образовательной и информационно-разъяснительной работы по вопросам здорового пищевого поведения среди обучающихся, родителей (законных представителей), работа над проектами по вопросу формирования здорового образа жизни

1.

Изучение аспектов здоровьесбережения и самосохранного поведения средствами учебного предмета «Человек и мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение», «Биология», «Допризывная и медицинская подготовка»

2024/2025 учебный год

Педагоги и учителя школы

 

2.

Организация внеклассной работы по формированию правильного пищевого поведения (проведение тематических классных часов: «Здоровое питание – здоровая жизнь», «Азбука здорового питания», «Страна здорового питания», «Как питаться правильно», «Я и мое здоровье», др.))

2024/2025 учебный год

Классные руководители 1-11 классов

 

3.

Участие в республиканских (областных) конкурсах проектов по вопросам формирования здорового образа жизни, народных обычаев и семейных традиций, связанных с питанием

2024/2025 учебный год

Педагоги-организаторы, заместитель директора по ВР Козловская А.К.

 

4.

Проведение конкурсов (видеороликов о здоровом питании, о приготовлении обучающимися полезных блюд, фотографий, фотоколлажей «Здоровое питание моей семьи», плакатов и др.), проектов по вопросам формирования здорового образа жизни, народных обычаев и семейных традиций, связанных с питанием

2024/2025 учебный год

Заместитель директора по УР Г.Б.Локить, классные руководители 1-11 классов

5.

Проведение мероприятий (фестивали, флэшмобы, квесты, лайфхаки, фото-челленджи, дни здоровья, сюжетно-ролевые игры, викторины, КВН, праздники, выставки рисунков, плакатов и т.д.)

2024/2025 учебный год

Классные руководители 1-11 классов

 

6.

Информирование родителей (законных представителей) на родительских собраниях по вопросам популяризации сбалансированного, рационального питания с учетом принципов детской диетики

2024/2025 учебный год

Классные руководители 1-11 классов, заместитель директора по УР Г.Б.Локить

 

7.

Размещение информации для родителей (законных представителей) на сайте учреждения образования, в социальных сетях по теме формирования правильного пищевого поведения учащихся, а также актуальную нормативную правовую и другую документацию, касающуюся вопросов организации питания

 

2024/2025 учебный год

Заместитель директора по УР Г.Б.Локить

3. Организация работы по повышению компетентности педагогических работников, расширения их компетенции в сфере формирования правильного пищевого поведения учащихся, культуры питания. Организация работы по повышению профессиональной компетентности работников пищеблоков

1.

Изучение нормативной базы, регулирующей организацию питания учащихся в учреждении

Сентябрь 2024

Заместитель директора по УР Г.Б.Локить

2.

Консультация «Диетическое питание»

Сентябрь 2024

Фельдшер Нарута Т.В.

 

3.

Проведение обучающих семинаров для классных руководителей  по вопросам соблюдения санитарно-гигиенических требований при организации питания обучающихся

 2024/2025 учебный год

учреждения общего среднего образования

 

4.

Подготовка информационных материалов, памяток для классных руководителей по проведению работы по формированию культуры питания, привития основ здорового питания с учетом детской диетики

 2024/2025 учебный год

учреждения общего среднего образования

 

5.

Рассмотрение вопросов по формированию культуры питания, привития основ здорового питания с учетом детской диетики на педагогических советах, совещаниях

 2024/2025 учебный год

Заместитель директора по УР Г.Б.Локить

4. Организация работы по внедрению новых принципов питания

1.

Внедрение в питание обучающихся блюд и кулинарных изделий, на которые имеются технологические карты, включенные в  разработанный Министерством образования Республики Беларусь информационный сборник технологических карт блюд и изделий

2024/2025 учебный год

Гродненское городское коммунальное унитарное предприятие «Азбука питания»

государственное учреждение «Гродненский зональный центр гигиены и эпидемиологии»

учреждения общего среднего образования

2.

Популяризация новых блюд, направленных на сохранение здоровья через проведение дегустации блюд

2024/2025 учебный год

Гродненское городское коммунальное унитарное предприятие «Азбука питания»

учреждения общего среднего образования

3.

Анкетирование учащихся, родителей (законных представителей) на предмет качества приготовления пищи, вкусовых предпочтений учащихся, культуры обслуживания, эстетики при предоставлении питания и иных вопросов

1 раз в конце четверти

Заместитель директора по УР Г.Б.Локить

4.

Анализ результатов анкетирования учащихся, родителей (законных представителей)

1 раз в конце четверти

Заместитель директора по УР Г.Б.Локить

5.

Анализ количества пищевых отходов после приема пищи учащимися

1 раз в конце месяца

Заместитель директора по УР Г.Б.Локить

свернуть

Примерное двухнедельное меню для учащихся 1-11 классов в 2024/2025 учебном году

График питания учащихся

Первая смена

 Завтрак  и обед

9.20-1а, б, в,г

9.40-2а, б, в, г, д,4а, 6б

10.40-5а, б, в, г,д, 7а, 8б, в, д, 9а

11.40-  9б, в, г, 10а, б, в, 11а, б, в, г

 

Обед

13.15- Г П Д -1-ые, 2-ые,4а классы

 

13.35-полдник  6-11 классов

 

Вторая смена

Обед

 14.45-3 а,б, в г, д, 4б, в, г, д

15.45- 6 а,в, г, д,7 б, в,г,д, 8 а,г

 

Полдники

 16.20- Г П Д -1-ые, 2-ые, 4а классы

свернуть

Информация по результатам анкетирования учащихся 2-11 классов «Вкусовые предпочтения учащихся»

По результатам анкетирования, проведенного 25 октября 2024 года, получены следующие результаты.

Учащиеся  2-4 классов с большим удовольствием кушают блинчики с творогом или другой начинкой, сосиски, вареную колбасу, пельмени, жаркое и гуляш, шашлычок.

Просят исключить из меню: котлеты свиные, котлеты рыбные, омлет, овощи отварные.

Также учащиеся просят вернуть в меню курицу запеченную.

Самым популярным блюдом у учащихся 5-11 классов является карбонара. Предпочитают также ребята куриные отбивные, сосиски, наггетсы, плов, куриные котлеты, картофельная соломка, макароны, гречневая каша.

Наименее популярны у учащихся старшего звена фасоль отварная, перепелиные яйца, свиные и рыбные котлеты.

Учащиеся 5-11 классов просят включить в меню  блинчики с творогом, смаженки, сосиски в тесте.

В целом педагоги и учащиеся  отметили, что меню разнообразно и удовлетворяет запросам учащихся.

свернуть

График проведения "горячей линии" для населения по вопросам организации питания обучающихся в учреждениях дошкольного и общего среднего образования Октябрьского района г. Гродно

п/п

ФИО, должность

Дата и время

приема

Номер телефона

1.

Чечётка Мария Антоновна, методист государственного учреждения «Учебно-методический кабинет Октябрьского района»

1 и 3 среда месяца

09.00 -11.00

39 82 60

2.

Саврас Людмила Юрьевна, начальник отдела учета продуктов питания государственного учреждения  «Гродненский городской центр для обеспечения деятельности учреждений сферы образования»

2 и 4 среда месяца

09.00 -11.00

45 00 49

свернуть

Фотогалерея

поделиться в:

Интернет-ресурсы: