Название инновационного опыта:
«Формирование конфликтологической компетентности участников образовательных отношений через создание школьной службы медиации»
Представленные материалы получены в ходе реализации республиканского инновационного проекта. Данная технология показала свою эффективность. Адресуется заместителям директора по воспитательной работе, педагогам-организаторам, педагогам-психологам, педагогам дополнительного образования.
Консультант проекта:
Шульга Оксана Константиновна, доцент кафедры психологии и конфликтологии РГСУ (филиал в г. Минске), кандидат психологических наук, доцент, медиатор, директор Гродненского филиала учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право».
Сроки проведения инновационной деятельности: 2019-2022гг.
Обоснование актуальности темы инновации.
Сегодня школа является значимым социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей современного общества. Центральным компонентом школы является образовательная среда, которая выступает как психолого-педагогическая реальность, содержащая условия для формирования личности, как учащегося, так и педагога. Личность учащегося обладает способностями постоянно развиваться и осваивать новый социальный опыт. Поддерживает психолого-педагогическую реальность – установление взаимоотношений между всеми участниками образовательной среды, между учащимися и учителями, администрацией и учителями, учителями и родителями, учащимися и родителями). Качество межличностных отношений определяет качество образовательной среды и обусловливает ее психологическую безопасность.
Сегодня количество конфликтов в школьной среде растет. Возникают новые противоречия в процессе взаимодействия «учитель – ученик», «учитель – учитель», «учитель – родитель» и т.д. Характерны конфликты между детьми разного возраста и социального происхождения, между одноклассниками за право быть лидером, между учащимися и учителями, учителями и родителями.
Если люди не способны к взаимопониманию, не способны в ситуации конфликта совладать со своими негативными эмоциями, чтобы услышать других, они пытаются решить сложную проблему неконструктивным способом: через угрозы, бойкоты, манипуляцию, избегание или силовые методы. Притеснение, унижение, недоброжелательное отношение, злоупотребление властью часто неосознанно происходят в школьной среде, но это часто незаметное, неучтенное, повседневное психологическое воздействие деформирует личность и ребенка, и взрослого.
Но есть путь для разрешения таких ситуаций – медиативный подход, в основе которого лежит ценность построения или восстановления конструктивных отношений, сотрудничество и умение договариваться в сложных ситуациях.
Ребенок большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшее развитие. Именно в школе он учится строить отношения с окружающими. Если за время обучения учащийся не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, возникает риск, что в дальнейшем он не сможет выстраивать личные и профессиональные отношения.
В условиях модернизации образования в Республике Беларусь основной акцент ставится на развитие у учащегося, как субъекта учебного взаимодействия, инициативности, самостоятельности, ответственности, способности вступать в диалог с другим человеком, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Актуальность инновационной деятельности заключается в формировании конфликтологической компетентности всех участников образовательных отношений (учащихся, педагогов, администрации, родителей), в изучении специфики продуктивного разрешения школьных конфликтов на основе учета интересов всех сторон, в создании технологии деятельности школьных служб медиации. Параллельно с правовыми и психологическими знаниями формируются умения выстраивать конструктивные отношения с окружающими и договариваться в конфликтных ситуациях, формируются нравственно-правовые понятия и опыт, положительное отношение к общечеловеческим ценностям.
Школьная служба медиации позволяет на практике обучать ненасильственным формам взаимодействия и демонстрирует преимущества конструктивного разрешения конфликта.
Результаты анкетирования продемонстрировали, что 78% участников образовательного процесса определяют медиацию, как процесс разрешения школьных споров и конфликтов мирным путем и путем сотрудничества; 62 % считают, что медиация помогает в решении проблем классного коллектива. 87% участников экспериментальной деятельности проявляют интерес к новым альтернативным методам разрешения школьных конфликтов.
Анализ результатов анкетирования выявил, что обучение по программе подготовки школьных посредников в разрешении конфликтов способствует развитию всех компонентов конфликтологической компетентности: когнитивного, аффективного и поведенческого. Участие в экспериментальном проекте способствовало развитию у учащихся коммуникативных навыков, навыков бесконфликтного поведения, умений ведения переговоров и управления конфликтами. Анкетирование также продемонстрировало, что общая оценка удовлетворенности от участия в обучающей программе со стороны учащихся составила – 9,6 баллов (из 10). 91% учащихся указывали на то, что обучение позволило им приобрести новые знания, навыки, опыт. 87% опрашиваемых отмечают, что школьники-медиаторы научились разрешать конфликты, смогли развить в себе новые качества: сдержанность, терпимость, сотрудничество, общительность, ответственность, доброта и другие, научились быть посредниками в спорных ситуациях, задавать вопросы, вести переговоры, использовать конструктивные коммуникативные техники.
Результаты диагностики говорят об эффективности программы обучения по подготовке школьных медиаторов и формированию конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений в рамках деятельности школьных служб медиации. Школьная служба медиации вне зависимости от степени ее использования оказывает положительное влияние на все уровни жизни школьного коллектива, улучшает психологический климат, отношения между учащимися, учителями и учениками, учителями и родителями, способствует развитию самоуправления.
Школьная служба медиации удачно дополняет уже существующую систему управления школой. Благодаря применению медиативного подхода в практику работы учреждений образования вошли новые, эффективные формы разрешения конфликтных ситуаций.