РУ БЕ EN

Экспериментальный проект

Календарный план экспериментальной деятельности

 

Календарный план экспериментальной деятельности в ГУО «Средняя школа № 35 имени Н.А.Волкова г. Гродно»  на 2023/2024 учебный год по апробации модели «Дружественная и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования»

 

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственный

VI. Этап мотивирования обучающихся к обращению за помощью – сентябрь 2023 – декабрь 2023.

  1

Рассмотрение вопроса на педагогическом совете «Основные направления экспериментальной деятельности в 2023/2024 учебном году»

Август

Потенго И.В., директор школы

 

  2

Рассмотрение вопроса на методическом совете «Программа экспериментальной деятельности и план ее реализации».

Сентябрь

Гордиевская Ж.В., заместитель директора по УР, Козловская А.К., заместитель директора по ВР

  3

Повышение квалификации участников проекта на целевых курсах, семинарах

В течение года

Гордиевская Ж.В., заместитель директора по УР

  4

Разработка документации, регламентирующей экспериментальную деятельность, формирование творческой и рабочей групп

Август

Потенго И.В., директор школы

  5

Определение инициативной группы педагогов-участников экспериментального проекта

Август

Козловская А.К., заместитель директора по ВР

  6

Инструктивно-методическое совещание: «Изучение нормативной документации Министерства образования об инновационной и экспериментальной деятельности»

Август

Потенго И.В., директор школы

 

  7

Ориентировка учителей и родителей в   задачах следующего этапа экспериментального проекта:

- «Мотивирование обучающихся к обращению за помощью»;

- «Создание системы дифференцированной помощи обучающимся»

 

Сентябрь

Январь

Козловская А.К.,

заместитель директора по ВР, педагоги-психологи

  8

Методический практикум по ведению педагогических дневников участников проекта, определение критериев и показателей эффективности экспериментальной деятельности,

Сентябрь

Козловская А.К.,

заместитель директора по ВР

 9

Консультации по использованию  диагностического   инструментария для выявления ситуаций  насилия  и  буллинга в среде сверстников (для  учителей, педагогов-психологов).

Октябрь

Козловская А.К.,

заместитель директора по ВР

 10

Актуализация информации на информационном стенде «Школа – территория без конфликтов»

Сентябрь

 

Педагоги-психологи

11

Организация для учащихся VIII-X классов цикла занятий по подготовке их в качестве волонтеров

Сентябрь-октябрь

Педагоги-психологи, педагоги-экспериментаторы

12

Проведение индивидуальной (по запросу) диагностики ситуаций насилия и буллинга

в классах

Сентябрь-октябрь

Педагоги-психологи

13

Корректировка плана мероприятий по созданию внутришкольной системы, направленной на расширение возможностей дружественной и поддерживающей среды в рамках взаимодействия с заинтересованными структурами

Октябрь

Козловская А.К., заместитель директора по ВР, педагоги- экспериментаторы, педагоги-психологи

 

14

Корректировка системы правил по упреждению насилия

Октябрь, далее – по необходимости

Козловская А.К., заместитель директора по ВР, педагоги- экспериментаторы, педагоги-психологи

15

Анализ Журнала регистрации замечаний

 

Ежемесячно

(по факту)

Педагоги- экспериментаторы, педагоги-психологи

16

Анализ случаев обращения учащихся, родителей, учителей за помощью, привлечения к проводимым мероприятиям представителей общественных государственных и негосударственных организаций.

Ежеквартально

(по факту)

Ментор проекта

17

Сотрудничество в рамках реализации проекта с:

- Республиканским центром психологической помощи;

- государственным учреждением образования «Гродненский областной социально-педагогический центр»;

- факультетом психологии государственного учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (кафедра общей и социальной психологии);

- Центром, дружественным подросткам «Контакт» (на базе ГУЗ «Детская поликлиника №2 г. Гродно»).

Сентябрь-май

Козловская А.К., заместитель директора по ВР, педагоги-психологи

18

Ориентировка учащихся в задачах следующего этапа экспериментального проекта «Создание внутришкольных систем расширения возможностей дружественной и поддерживающей среды»

Октябрь-ноябрь

Педагоги-психологи

 

19

Социальное проектирование в развитии   инициатив учащихся по расширению дружественной среды (деятельность Детского диалогового центра #Друзья+Я)

Сентябрь-май

Педагоги-психологи, педагоги-экспериментаторы

20

Участие в мероприятиях при поддержке Представительства Детского фонда ООН «ЮНИСЕФ» в Республике Беларусь:

- онлайн-фестиваль «Мотивирование обучающихся обращаться за помощью: методическая копилка против буллинга»;

- конкурс менторов «Лучший эксперт по созданию дружественной и поддерживающей среды» с разработкой портфолио;

- фестиваль мастер-классов «Оказание дифференцированной помощи обучающимся»

 

Октябрь

Январь

 

Май

Ментор, Козловская А.К., заместитель директора по ВР, педагоги-психологи

21

Пополнение банка методических материалов для проведения классных часов, деловых игр, социально-психологических тренингов, рекомендации классным руководителям, учителям-предметникам, родителям по реализации формированию основ конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса

Ноябрь-апрель

 

 

 

 

 

Педагоги-психологи, педагоги-экспериментаторы, классные руководители

 

 

22

Обучение учащихся выработке совместных правил взаимодействия и их корректировке:

- «Обращаться за помощью не стыдно. Не молчи – умей защитить себя!»;

- «Наши правила»

 

Ноябрь

Декабрь

Учащиеся из инициативных групп

23

Обучение учащихся восстановлению нарушенных ценностей другого человека

Ноябрь

Педагоги-психологи

24

Участие в обмене опытом менторов в реализации задач экспериментального проекта на этапе «Мотивирование обучающихся к обращению за помощью»

Ноябрь

Ментор

25

Семинар-практикум для родителей и законных представителей учащихся по корректировке   системы    противодействия    насилию    в    учреждениях образования и расширению дружественной среды «Стоп – кибербуллинг»

Январь

Козловская А.К., заместитель директора по ВР

26

Психологическая помощь учителям в решении типичных проблем противодействия насилию, в профилактике их эмоционального выгорания в рамках гостиной для педагогов «Приглашение в хорошее настроение»

Октябрь

Декабрь

Март Май

Педагоги-психологи

27

Рассмотрение на педагогическом совете вопросов:

- «Об эффективности проводимой работы, инициатив и рекомендаций учителей, обучающихся, родителей по упреждению насилия в учреждении образования, развитию позитивной направленности личности, поддержке каждого при обращении за помощью»;

- «Об эффективности сотрудничества с представителями местного сообщества в вопросах воспитания обучающихся, эффективности взаимодействия с представителями партнерской внешней сети, оказывающими образовательную, социальную, психологическую, медицинскую поддержку детям и подросткам».

Декабрь-январь

Козловская А.К., заместитель директора по ВР, педагоги-психологи

VII. Этап создания системы дифференцированной помощи обучающимся  – январь 2024 – июнь 2024.

1

Выработка и обеспечение системы практических мер по оказанию помощи детям, ставшим жертвами жестокого обращения, а также детям, которые совершали насилие для смягчения негативных последствий насильственного поведения и развития позитивной социальной направленности личности

Январь-июнь

Педагоги-экспериментаторы, педагоги-психологи

2

Контроль за соблюдением предписаний Журнала регистрации замечаний по профилактике насилия и поддержке обращающихся за помощью

Ежемесячно

(по факту)

Педагоги-экспериментаторы, педагоги-психологи

3

Проведение встреч с учителями, родителями, волонтерами по анализу сложных ситуаций, проблем при несоблюдении предписаний Журнала регистрации замечаний

Ежеквартально (по факту)

Ментор проекта

4

Проведение мероприятий по развитию позитивной направленности личности при взаимодействии учащихся:

- «Эффективные и неэффективные модели общения»;

- «Учусь общаться»;

- «Шаг навстречу»;

- «Группы, к которым мы принадлежим»;

- «Мы можем это решить».

 

 

 

Январь Февраль Март Апрель Май

Педагоги-экспериментаторы, педагоги-психологи

5

Психологическая помощь учителям в решении типичных проблем насилия и буллинга в школе

Февраль

Козловская А.К., заместитель директора по ВР, педагоги-психологи

6

Семинар-практикум для родителей «Наши правила» по обучению выработке правил в семье, восстановлению нарушенных ценностей

Февраль

Козловская А.К., заместитель директора по ВР, педагоги-психологи

7

Организация индивидуальной диагностики для выявления ситуаций насилия и буллинга в среде сверстников

Март-апрель

Педагоги-психологи, педагоги-экспериментаторы

8

Семинар для педагогов по содействию выработке правил совместной деятельности и общения в классе, восстановлению нарушенных ценностей учащегося

Март

Козловская А.К., заместитель директора по ВР, педагоги-психологи

9

Участие в онлайн-встрече «Качество межличностных отношений – качество жизни» о ценностных ориентациях дружбы

Март

Педагоги-экспериментаторы, педагоги-психологи, учащиеся из инициативной группы

10

Семинар-практикум для учителей, педагогов-психологов  «Интерпретация    результатов    диагностики»   

Апрель

Козловская А.К., заместитель директора по ВР, педагоги-психологи

11

Круглый стол педагогических работников: обмен опытом в решении задач противодействия  насилию  в  учреждениях  образования  и  расширения дружественной среды

Апрель

Ментор проекта, Козловская А.К., заместитель директора по ВР

12

Создание карт-схем форм и показателей школьного насилия, ориентирующих организаторов дружественных и поддерживающих сред в пространстве противодействия и коррекции насилия

Апрель

Ментор проекта, Козловская А.К., заместитель директора по ВР, педагоги-экспериментаторы, педагоги-психологи

13

Участие в фестивале «Дружественная и поддерживающая среда учреждения общего среднего образования в противодействии насилию» - «Здесь значим каждый»  (мастер-классы инициативных групп учащихся и педагогических работников)

Май

Ментор, педагоги-психологи, педагоги-экспериментаторы

14

Индивидуальные консультации по запросу и по результатам годовых отчетов

Май

Козловская А.К., заместитель директора по ВР, педагоги-психологи, педагоги-экспериментаторы

15

Детализация перспектив в работе со всеми субъектами образовательного процесса на следующем этапе экспериментального проекта в учреждении образования

Июнь

Козловская А.К., заместитель директора по ВР, педагоги-психологи, педагоги-экспериментаторы

16

Согласование подготовки актуальных методических разработок для сопровождения экспериментального проекта

Июнь

Ментор, Козловская А.К., заместитель директора по ВР

17

Предоставление промежуточного отчета

До 15.04.2024

Ментор, Козловская А.К., заместитель директора по ВР

 

 

свернуть

Аннотация к проекту

«Такая травля влечёт за собой очень серьёзные последствия»

Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которую травили и обижали одноклассники.

Всё это – о буллинге в школе – травле, запугивании, третировании. Слово новое, явление старое. По данным ООН за 2006 год, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, показатель ежегодно растет.

 

свернуть

Деятельность по проекту

В рамках проекта в школе фунуционируют Детский диалоговый центр #дузья+Я. Центр работает по четырем направлениям:

1.Дискуссионный клуб

2. Портал позитива

3. Арт-кафе с психологом

4. Волонтерская деятельность "Равный обучает равного"

  

Учащимися-волонтерами детского-диалогового центра был создан инстаграмм аккаунт @anti.bullyng_35 по средствам которого ребята информируют учащихся, их родителей и других неравнодушных людей о проблеме буллинга.

За каждым учащимся-волонтером закреплены классы, в которых они проводят занятия с элементами тренинга по принципу "Равный обучает равного". Учащимися были проведены занятия во всех классах школы, направленные на профилактику буллинга и создание дружественной и поддерживающей среды в учреждении образования. По мимо этого, с целью информирования наибольшего числа насиления о проблеме буллинга ребята провели занятия с элементами тренинга в гимназии №9 г.Гродно.

 

Учащиеся-волонтеры совместно с другими учащимися школы  собираются на коновечера, в рамках которых просматривают о обсуждают фильмы о буллинге, такие как "Стрела", "Чучело", "Класс" .

 

В рамках дискуссионного клуба ребята обсуждают возможные способы и пути решения конфликтных ситуаций, а также книги в кототорых описаны ситуации буллинга школы ( Т. Людвиг "Невидимый мальчик", Д.Пиколт "Девятнадцать минут", М.Элисон "Найдите Лэйлу" и др.

24 октября ребята приняли участие в программе "Окна города", где рассказали о деятельности детского диалогового центра.

 

свернуть

Школьный экспериментальный проект по апробации модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждении образования на базе школы

Школьный экспериментальный проект по апробации модели
создания дружественной и поддерживающей среды
в учреждении образования на базе школы

Сроки реализации проекта: 2020-2025 годы

Руководитель проекта:

Козловская Анжелика Казимировна,

заместитель директора по воспитательной работе.

Контактные телефоны: (0152) 31-32-10 ; e-mail: sh35_oktroo@mail.grodno.by

Ментор проекта:

Бочко Елена Брониславовна, заместитель директора по основной деятельности государственного учреждения образования "Гродненский областной социально-педагогический центр" .

Контактные телефоны:  (0152) 55-70-33 ; e-mail:  groblspc@gmail.com


 

Интерактивный ролик по буллингу

https://view.wirewax.com/8184212?fbclid=IwAR2aa9lcEpFmBiH9LQaFwK4fYmNf6Q-cqsqqRUolbruwravpM2D-6Q8r21M

Анимационные фильмы

https://drive.google.com/file/d/1ykfye3o8GIdLI12_Cu9p5Q49C-9T4D9o/view

Познавательная анимация

https://drive.google.com/file/d/1vceSzDbSHvczQbocGvKNJ_CHV7nSyJ9C/view?usp=sharing

Ролик по буллингу

https://www.youtube.com/watch?v=CUm1tNfhbYo

Ролик по буллингу

https://www.youtube.com/watch?v=MvUfbq2_plY

Анимация о буллинге

https://drive.google.com/file/d/1LmWZ9D_sLVwAU_F3S21psJNLa11RMqF6/view?usp=sharing

Брошюра о безопасности в школе

https://www.unicef.by/uploads/models/2020/11/v_shkole-1.pdf?fbclid=IwAR21tkJ9iRvaGYbwkYUS_jS6Mg_QsgiQmqoq_f-3SATjRmHLemK20XQAY1I

Брошюра о безопасности детей

https://www.unicef.by/uploads/models/2020/11/teans.pdf

ДРУЖЕСТВЕННАЯ И ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ СРЕДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ходе экспериментальной деятельности осуществляется апробация и проверка эффективности разработанной модели по созданию дружественной и поддерживающей образовательной среды в учреждениях общего среднего образования. Белорусская модель разработана на основе хорватской модели «Безопасная и поддерживающая среда в школах», прикладное исследование в рамках которой возглавила профессор психологии Ясенко Преград.

Один из главных критериев эффективности апробируемой модели – снижение показателей насилия и буллинга в ученической среде.

В последние годы увеличилось количество обращений со стороны родителей по вопросам буллинга в учреждениях образования (далее – УО).

Ситуация по насилию в УО ухудшается. Агрессор становится героем в глазах сверстников. Позиция наблюдателя со стороны тоже не самая выгодная, т.к. и к нему все равно со временем доберутся.

Среди детей доминирует оценка ситуации, что «пострадавший сам виноват».

Снижена роль учителя в силу возрастных особенностей, да и мнение родителей, фразы, произнесенные об учителе со стороны родителей, играют свою роль.

Мы все время призываем к диалогу, к переговорам в ситуации конфликта, а слушать не научили, а значит диалога не будет.

Монолог, когда говорит один, приводит к соперничеству, диалог – к сотрудничеству.

Как формировать умение слушать, как формировать диалог, как пропитать школу умением вести диалог, умением слышать друг друга, как обеспечить условия для доверительных отношений между учениками, учителями, родителями постараемся всего этого достичь через реализацию проекта и внедрение модели………

Доверие друг к другу это и есть превенция насилия.

Что такое буллинг и что с этим делать?

Буллинг — это постоянные намеренные негативные действия, направленные на одного и того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей.

Буллинг может принимать различные формы:

  • распространение слухов,
  • угрозы,
  • физическое или словесное нападение,
  • исключение ребенка из группы, изоляция,
  • другие жесты или действия, причиняющие вред ребенку прямо или косвенно.

Буллинг включает в себя:

  • желание причинить вред кому-либо,
  • само вредоносное действие,
  • дисбаланс силы между обидчиком и жертвой,
  • повторение такого поведения,
  • несправедливое использование силы,
  • очевидное наслаждение обидчика и чувство угнетенности жертвы.

Наиболее близкими русскими аналогами слова 2буллинг» являются  «травля» и «издевательство».

С чем не следует путать буллинг?

Дети, склонные к агрессивному поведению, часто эмоционально не уравновешенны и не контролируют свое поведение. Дети же, которые совершают буллинг, делают это с целью унизить (установить отношения доминирования) и при этом сохраняют здравомыслие и контроль над своими действиями.

Ни один подросток не избежал конфликтов с одноклассниками. Это не вредно, если конфликт разрешается взаимоприемлемым образом. Но насмешки и драки превращаются в буллинг, если происходят преднамеренным и повторяющимся образом. Есть три особенности, которые отличают буллинг от других форм негативного поведения и действий:

  1. Направленность на конкретного человека.
  2. Повторяемость.
  3. Превосходство одной из сторон конфликта (моральное, численное, физическое) над другой стороной.

Если кого-то из детей в классе не любят, у него нет друзей, его неохотно принимают в игру, но насилия в его адрес нет, это не травля, а непопулярность. При непопулярности человеку может быть обидно, грустно и одиноко. При травле ему страшно, он не чувствует себя в безопасности. Никто не может обещать каждому ребенку в классе, что он будет всем нравиться. Но безопасность, физическую и психологическую, школа обязана обеспечить каждому ученику.

Каковы признаки регулярной травли?

Ребенок может ничего не говорить о своих проблемах. Но есть признаки, игнорировать которые нельзя:

  1. Физические отметки (такие как порезы и ушибы) без логического объяснения, особенно если они часто встречаются.
  2. Ребенок больше не хочет ходить в школу или проводить время на общественных мероприятиях, не проводит время с друзьями.
  3. Частая потеря вещей или исчезновение предметов из дома, порванная одежда или испорченные книги, сломанные гаджеты или какие-либо другие личные вещи.
  4. Ребенок говорит о чувстве одиночества, ведет себя скрытно и замкнуто.
  5. Неожиданное изменение в поведении: чрезмерное беспокойство, привязанность к родителям, сопротивление повседневным делам.
  6. Необычно агрессивное поведение, запугивание более слабых.
  7. Жалобы на физические боли без каких-либо медицинских причин (например, головные боли, проблемы со сном, пищевые нарушения).
  8. Внезапное снижение успеваемости и трудности в концентрации внимания.
  9. Жалобы на вещи, которые раньше ребенка не беспокоили (на внешний вид, на место жительства и т.д.).
  10. Саморазрушительное поведение, побеги из дома, самоповреждения или разговоры о суициде.

Чего не надо делать?

  1. Ждать, что само пройдет. Не замечать.
  2. Искать причины и объяснения. Наличие объективных причин не делают травлю допустимой. Это как будто вместо лечения болезни оправдывать ее разгуливающим вирусом.
  3. Путать травлю и непопулярность.
  4. Cчитать травлю проблемой только жертвы. В очень щекотливом положении оказываются молчаливые свидетели. Многие в глубине души понимают, что происходит что-то нехорошее, но не имеют решимости сказать об этом, боясь сами оказаться в роли жертвы. В результате в их мировоззрении появляется убеждение, что они — нехорошие люди, а мир кругом небезопасен.
  5. Cчитать травлю проблемой личностей, а не группы. Причина травли – не в особенностях жертвы, а в особенностях группы, в размытости границ допустимого и недопустимого, отсутствии правил игры либо отсутствии взрослых, устанавливающих эти правила.
  6. Давить на жалость к жертве. Лишнее негативное внимание к жертве только усугубит ее положение.
  7. Мириться и терпеть.

Как мне побудить моего ребенка говорить, если он не хочет рассказывать мне, что происходит?

Единственным выходом является откровенный, но деликатный разговор с ребенком и общее решение, как преодолеть проблему. Важно помнить, что ребенку может быть неприятно говорить на эту тему, в этот момент он очень уязвим. Будьте терпеливыми и деликатными. Очень важно искренне поговорить с ребенком, но, если он закрывается, не устраивайте допрос, не повторяйте одни и те же вопросы по нескольку раз.

Попытайтесь выйти на тему насилия посмотрев вместе фильм или телепередачу, в которой говорится о запугивании, спросите мнения ребенка о поступках и мотивах всех участников, и хулигана, и жертвы, о возможностях разрешения ситуации. После обсуждения отвлеченной ситуации можно спросить, не слышал ли ребенок о чем-либо похожем, может быть он или его друзья сталкивались с чем-то похожим.

Также началу разговора может помочь история о ком-либо из знакомых, у кого дети попадали в сложную ситуацию и смогли из нее выйти.

Уважаемые родители! 

Если вы испытываете трудности в коммуникации с вашим ребенком, не знаете, как начать разговор — психологи нашего центра готовы оказать вам консультационную помощь.

Как разговаривать с ребенком, когда он готов обсуждать эту проблему?

  1. Слушайте. Просто слушайте, будьте внимательны, и не торопитесь с выводами, не выносите суждений. Поблагодарите ребенка за то, что он доверился вам, признайте, что это правильно и смело.
  2. Проявляйте сочувствие к ребенку и осознавайте свои чувства. Даже если ребенок сообщает о деталях, которые кажутся вам пугающими, старайтесь сохранять спокойствие. Этот опыт достаточно сложен для него. Если он почувствует, как сильно вы обеспокоились, делиться подробностями будет труднее.
  3. Не обвиняйте ребенка и не говорите: «Почему ты не сказал мне раньше?», «Тебе надо было постоять за себя!», «Ты, наверное, сделал что-то не так, раз они так ополчились против тебя!». Это отговорит ребенка говорить с вами снова.
  4. Постарайтесь собрать как можно больше информации о проблеме, о том, кто и как участвует. Задавайте вопросы. Отслеживайте, чтобы вы спрашивали и слушали больше, чем говорили и судили.
  5. Убедите ребенка, что вы на его стороне, и что вместе вы найдете решение. Включите ребенка в процесс решения проблемы:
    • Спросите его о том, что он хотел бы сделать.
    • Объясните ему, как реагировать на буллинг (см. следующий вопрос).

Было бы неплохо разыграть трудные ситуации с помощью ролевых игр.

    • Помогите определить, к кому обращаться в школе, чтобы сообщить о проблеме.
    • Сформулируйте вместе ответы на вопросы: Что на самом деле произошло? Кто причиняет ему боль? Что он делает?
  1. Регулярно возвращайтесь к этой теме, спрашивайте у ребенка о новостях, следите за тем, как разворачивается составленный вами план.
  2. Если вы считаете, что проблема серьезно повлияла на вашего ребенка эмоционально или психологически, обратитесь за профессиональной помощью к детскому психологу.

Как остановить травлю моего ребенка?

Не только Ваш ребенок, но и Вы оказываетесь в довольно сложной ситуации. Ее изменение потребует терпения и усилий. Но сделать это реально. Иногда достаточно только начать, чтобы ситуация улучшилась.

  1. Сообщите об этом инциденте учителю, узнайте его мнение. Выработайте совместно с ним и социально-психологической службой план по изменению ситуации. Донесите до администрации школы Ваше намерение отстаивать право на безопасность Вашего ребенка. Формулируйте проблему буллинга как проблему класса или школы, а не отдельных личностей.
  2. Сохраняйте спокойствие и избегайте чрезмерной эмоциональной реакции.
  3. Поддерживайте постоянную связь со школой. Ваше внимание подчеркнет важность вопроса и необходимость конкретных действий.
  4. Выражайте признательность, когда вы видите прогресс в достижении того, о чем вы договорились со школой.
  5. Если вы считаете, что вашему ребенку угрожает опасность, немедленно принимайте меры.

В отсутствии изменений в лучшую сторону можно написать официальные письма через канцелярию школы и в вышестоящие организации, обратиться к юристу и в милицию.

Уважаемые родители!

 Если конфликтная ситуация затянулась и Вашему ребенку не становится лучше- психологи нашего центра готовы оказать вам консультационную помощь.

Как моему ребенку реагировать на издевательства?

Справиться одному с ситуацией буллинга чрезвычайно сложно. Некоторые из перечисленных советов могут помочь в переживании трудных ситуаций. Донесите до ребенка следующие идеи, пообсуждайте их вместе. Придумайте собственные принципы.

  • Необходимо отличать издевательства от приемлемых действий и шуток.
  • Говорить правду и сообщать о случаях запугивания и преследования – это акт храбрости. Есть разница между доносом и защитой жизни и достоинства своей или своего друга.
  • Не следует входить в группы, которые издеваются над другими, ни в роли агрессора, ни в роли наблюдателя, как бы забавно ни казалось происходящее.
  • Сохранять спокойствие. Избегать споров, не отвечать тем же, не продолжать перепалку.
  • Если, несмотря на молчание, травля продолжается, уверенно, глядя в глаза обидчику и твердо сказать: «Хватит делать это». Либо отреагировать такими вопросами: «Для чего ты это (сказал, сделал и т.д.)?». Если агрессору спокойно задать такой вопрос, то он растеряется и быстро прекратит свои нападки. Главное продолжать задавать этот вопрос, не поддаваясь на новые провокации. Как правило, ни один обидчик не сможет ясно ответить, для чего он это делает. «Как ты это определил?» Если, например, ребенка обзывают неумехой, то задать этот вопрос: «Как ты определил, что я не умею это делать?».
    «Что тебе мешает…?». Например, «Что тебе мешает отойти и заняться своим делом?», «Что тебе мешает учиться так же хорошо, как я?», «Что тебе мешает обратиться ко мне за помощью, вместо того, чтобы завидовать?» и т.д. «Тебе хочется так думать?» «Да, я знаю, что тебе нравится так говорить»

«Я так рад, что вам весело!»

Целью всех этих ответов является перевод внимания с себя на агрессоров. То, что они делают – это их дело, это они чего-то хотят, кричат, прыгают. Им хочется получать удовольствие от твоей обиды и от чувства власти.

  • Если насилие носит физический характер, испортили вещь, мешают есть или пользоваться туалетом, ты должен обеспечить свою безопасность. Останови хулигана. Если это невозможно, немедленно покинь это место и обратись за помощью к взрослому.

Очень желательно уметь защищаться. Можно рассмотреть вариант заняться боевыми искусствами или любым другим видом спорта, которые могут помочь развить уверенность и спокойствие.

  • Оскорбительное поведение иногда принимает невидимые формы, и это делает его внешне нормальным.

Как я могу помочь своему ребенку обрести уверенность в себе после издевательств?

  1. Поощряйте вашего ребенка проводить время с друзьями, с которыми он чувствует себя комфортно.
  2. Найдите совместные занятия с ребенком, которые могут укрепить ваши отношения и его характер.
  3. Общайтесь. Проявляйте искренний интерес и к приятным моментам его дня.
  4. Проявляйте доверие к ребенку и его способности решать различные ситуации. В то же время, заверьте его, что вы не пожалеете усилий, чтобы защитить ребенка от любых издевательств в будущем.

Признаки, указывающие, что ваш ребенок издевается над другими детьми:

  1. Ведет себя агрессивно, часто вступает в конфликты и драки.
  2. Частые замечания, касающиеся негативного поведения. Частые вызовы к администрации школы (директору, завучу).
  3. Дружит с детьми, которые запугивают других.
  4. Не принимает ответственность за свое поведение. Обвиняет других в их проблемах.
  5. Чрезмерно беспокоится о своей репутации или популярности.
  6. Имеет вещи, которые вы ему не покупали. Наличие денег у ребенка, которых вы ему не давали.

Уважаемые родители! 

Откажитесь от попыток силой и угрозами добиться прекращения жестоких действий со стороны вашего ребенка. Перед вами стоит задача помочь ребенку проанализировать его поступки, вместе с ним понять настоящие причины такого поведения для изменений в дальнейшем. Обратите внимание на стиль воспитания ребенка. Важно поддерживать контакт с сотрудниками школы.

Для решения проблем поведения ребенка может понадобиться обращение к психологу. Специалисты Республиканского центра психологической помощи готовы помочь вам в разрешении трудностей в коммуникации с ребенком.

Ошибочные рекомендации в ситуации буллинга

Буллинг – это явление, с которым каждый ребёнок хотя бы раз сталкивался в школе. Справиться с травлей в одиночку практически невозможно, а потому очень важно, чтобы ребёнок, который стал жертвой или свидетелем буллинга, рассказал об этом родителям, учителю или школьному психологу. Но часто взрослые не знают, как реагировать и оказываются не готовы помочь. Некоторые советы не только не исправят ситуацию, но сделают её ещё хуже. Перед вами ряд фраз, которые бесполезны и даже опасны в ситуации буллинга.

  1. «Ты сам виноват», «Ищи причину в себе», «С тобой что-то не так», «Тебе надо измениться», «Ты просто слишком или недостаточно умный, сильный, крутой».

Очень часто взрослые перекладывают ответственность за травлю на самого пострадавшего. На самом деле, жертвой буллинга в определённых условиях может оказаться буквально любой ребёнок независимо от его пола, внешности, характера, силы, интересов, школьной успеваемости и материального благополучия семьи. Травля – это проблемы группы (класса), а не одного ребёнка. Когда родители предлагают пострадавшему ребёнку подумать о том, почему он сам может быть в этом виноват, они убеждают его в том, что с ним действительно что-то не так, а значит всё происходящее в школе в общем и целом закономерно. В результате ребёнок «находит» в себе те самые недостатки и привыкает к тому, что его за это можно травить.

Действительно, можно выделить некоторые личностные особенности, которые характерны для детей, подвергающихся травле, но в ситуации буллинга искать и разбираться с ними – это не первоочередная задача. Пострадавшего необходимо «достать» из ситуации буллинга, и только потом психолог может начать с ним работать. Во время травли родители, учитель или психолог должны сделать только одно: её остановить.

  1. «Не обращай внимание», «Игнорируй обидчика, и он отстанет».

Пожалуй, это один из наиболее частых советов, которые слышат дети в ответ на рассказ о том, что их обижают в классе. Его нельзя использовать сразу по двум причинам. Во-первых, он формирует у ребёнка неправильное представление: «мне плохо, но я должен не обращать на это внимание, молчать и делать вид, что всё в порядке». Во-вторых, эта схема в ситуации буллинга срабатывает далеко не всегда. Обидчик выбрал себе объект для травли и не получив желаемой реакции, может обратиться к ещё более жестоким и травмирующим способам.

  1. «Научись давать отпор», «Будь сильнее и дай сдачи».

Если задуматься, такие советы абсолютно нелогичны при травле: даже если ребёнок сможет дать сдачи и окажется сильнее обидчика, проблема насилия никуда не исчезнет, сменятся только роли. Представьте, что все родители посоветуют детям решать проблемы силой, чем это закончится?

Кроме того, буллинг предполагает неравенство сил. В большинстве случаев пострадавший просто не сможет противостоять более сильному обидчику или целой группе. В тоже время нужно понимать, что уставший от травли ребёнок в порыве отчаяния может нанести преследователю действительно серьёзные повреждения.

  1. «Не ябедничай», «Ты должен справиться сам», «Не хочу вырастить из тебя маменькиного сынка».

Мы очень волнуемся за то, чтобы наш ребёнок вырос самостоятельным и готовым за себя постоять. Иногда в отношения детей лучше не вмешиваться, но травля это — не тот случай. Оставлять ребёнка один на один с ситуацией буллинга недопустимо. Травля влияет на все аспекты жизни пострадавшего. Ребёнок постоянно испытывает стресс и тревогу, лишается социальной поддержки, теряет доверие к окружающим и самому себе. Пытаясь защититься, пострадавший часто закрывается, и его поведение начинает производить отталкивающее впечатление. В таких условиях ребёнок и сам начинает верить, что он заслуживает травли. Как видите, у пострадавшего просто не остаётся ресурсов и сил, чтобы самостоятельно справиться с проблемами. Когда у ребёнка есть возможность отстоять себя, буллинг просто не возникает. Более того, даже обладая целым арсеналом средств «психологической защиты» справиться с буллингом в одиночку практически невозможно. Ребёнок нуждается во взрослом, и задача родителя серьёзно отнестись к ситуации, обеспечить ему чувство защищенности и направить все силы на помощь.

  1. «Попробуй договориться с обидчиком», «Заслужи его симпатию, сделай что-нибудь, чтобы ему понравиться», «Подружись с обидчиком».

Буллинг – это спланированное издевательство над заведомо более слабым. Обидчик целенаправленно приносит страдания другому и вовсе не хочет останавливаться. Чтобы не делал в такой ситуации пострадавший, как бы он не пытался понравиться обидчику, последний всегда найдет за что «зацепиться», чтобы продолжить травлю. Такой совет не остановит агрессора, которому нравится издеваться, а попытки пострадавшего подружиться, могут лишь раззадорить его.

  1. «Лучше не лезь, а то и тебе достанется».

Возможно, такой совет поможет на время обезопасить вашего ребёнка от определённых проблем, но задумайтесь, какими будут последствия? Негативное влияние буллинга сказывается не только на пострадавшем и обидчике, но и на свидетелях насилия. Дети, которые регулярно наблюдают травлю, испытывают ощущение беспомощности и чувство вины из-за своего бездействия или неспособности остановить происходящее, а также страх оказаться на месте жертвы.

Такая позиция взрослых формирует эгоизм и толерантность к агрессии и насилию у детей («раз взрослые не реагируют на это, значит это нормально»). Ребёнок понимает, что взрослые сами боятся, а окажись он на месте пострадавшего, ему тоже никто не поможет.

Это вовсе не значит, что нужно учить ребёнка в любой ситуации бросаться на защиту пострадавшего даже ценой своего здоровья. Важно, чтобы ребёнок понимал, что о травле нельзя молчать, сообщать об этом не стыдно, а став свидетелем насилия необходимо немедленно привлечь внимание взрослого, который поможет его остановить.

  1. «Дети всегда обзывались», «Опять подрались – подумаешь, это же дети». «Сами разберутся».

Прежде всего, родителям и учителям важно научиться отличать детские ссоры и конфликты от буллинга. Действительно, конфликт – это нормальный этап развития группы, и часто в итоге он даже больше сплачивает детей (хотя и здесь иногда необходима помощь взрослого для его успешного разрешения). Буллинг же – это целенаправленное, длительное, повторяющиеся действие, в котором пострадавший ощущает себя беспомощным, а обидчик получает удовольствие. Здесь нужно понимать, что травля – это патология развития группы, и её, в отличие от конфликта, можно только прекратить, но не разрешить. При этом самостоятельно разорвать круг насилия ребёнок, как правило, не может. Да, дети часто ссорятся, обзываются, даже дерутся и могут справиться с этим сами, но буллинг – это опасное и сложное явление, остановить которое поможет только вмешательство взрослых.

  1. «Не буду вмешиваться, а то только хуже сделаю».

Это в корне неверная политика. Хуже вы сделаете как раз тем, что никак не отреагируете. Только представьте, ребёнка ежедневно обижают в школе, ему плохо, стыдно и одиноко, и он идёт за помощью к самому близкому человеку, а тот отмахивается, не воспринимает это всерьёз, делает вид, что всё в порядке, предлагает ему разобраться самостоятельно или переждать. В ситуации, когда все и так против тебя, отказ родителей в помощи или их бездействие – настоящий удар для ребёнка («если даже родители не знают, как мне помочь, значит, травлю никак не остановить, и это будет продолжаться», «если даже родители не захотели мне помочь с травлей, значит, я действительно заслуживаю этого»).

Давайте разберёмся в том, что можно сказать ребёнку, если он рассказал вам о буллинге, чтобы начать ему помогать.

«Молодец, что рассказал мне об этом, спасибо», «Я обязательно тебе помогу, вместе мы со всем справимся».

Прежде всего, постарайтесь обуздать свои эмоции и овладеть собой. Возможно, вам захочется кричать, бежать разбираться с обидчиком, ругать ребёнка за то, что он долго это скрывал, возмущаться работой школы и учителей, но важно взять себя в руки и поддержать ребёнка. Для начала постарайтесь обеспечить ребёнку ощущение защищенности и комфорта, которого он лишён в классе. Поблагодарите его за то, что он нашёл в себе силы всё рассказать. Покажите ребёнку, что больше он не один, вы серьёзно относитесь к ситуации и обязательно поможете, но не давайте нереалистичных обещаний: «всё хорошо, завтра я всё решу, приду в школу и со всеми разберусь, всех накажут». Если ребёнок волнуется, что теперь он ябеда, объясните ему, что он поступил правильно, а обращение за помощью ко взрослым – это не трусость.

«Ты ни в чём не виноват».

Мы с вами уже знаем, что ни один ребёнок, каким бы он ни был, не может быть ответственен за то, что его бьют или унижают. Но часто дети и сами могут волноваться, что виноваты в чём-то, что заслуживают травли. Задача родителей объяснить ребёнку, что он точно ни в чём не виноват и дело не в нём, а в том, что обидчики таким способом справляются со своими эмоциями. Покажите ребёнку, что даже несмотря на недостатки и несовершенства, он заслуживает уважительного отношения.

«Давай вместе решим, что мы будем делать», «Как ты думаешь, что можно сделать в этой ситуации?»

Возможно, вам захочется обезопасить ребёнка и максимально отстранить от ситуации буллинга, но не стоит лишать его возможности участвовать в процессе решения проблемы. Показав, что его мнение важно для вас, вы придадите ему уверенности в себе. Кроме того, это позволит ему почувствовать контроль над ситуацией и развить способность самостоятельно принимать решения и искать выход из сложных жизненных ситуаций. Участие ребёнка поможет вам лучше разобраться в происходящем, но обсуждение подробностей не должно превращаться в допрос.

Теперь, успокоив и поддержав ребёнка, уточнив особенности ситауции, вы можете перейти на следующий этап решения ситуации и начать обсуждение проблемы с учителем и школьным психологом.

 

свернуть

Библиотека в помощь педагогу

Книга Михаила Кипниса представляет собой энциклопедический сборник игр, заданий и упражнений, которые успешно применялись автором на протяжении его более чем тридцатилетней тренинговой практики. Их объединяет одно все они являются лучшими авторскими разработками, которые сделают любой психологический тренинг интереснее и эффективнее!

Книга о таком плохо изученном феномене детско-родительских отношений, как замещение привязанности к родителям привязанностью к ровесникам. Авторы считают эту тенденцию одной из самых разрушительных и неправильно понимаемых в современном обществе. Они показывают, как и почему дети постепенно теряют с нами контакт, и как потеря этого контакта негативно влияет на их психоэмоциональное развитие. Книга будет полезна родителям детей любого возраста - от малышей до подростков, психологам, а также всем, кто по роду деятельности призван заботиться о детях.

Дети нуждаются в том, чтобы чувствовать себя в безопасности рядом с взрослыми. Это важно для эмоционального благополучия ребенка, успешного обучения дома или в школе, комфортного взаимодействия с одноклассниками. Как стать для школьников таким лидером, на которого они согласятся ориентироваться, за которым захотят идти, у которого будут учиться радостно и успешно? Основой, точкой отсчета на пути к эмоциональному благополучию и эффективному обучению являются отношения, утверждают авторы. Именно тому, как добиться доверия детей, завоевать у них авторитет без фамильярности и панибратства, посвящена книга

Авторы создали книгу для мам, которая детально описывает, что происходит, когда сильные эмоции захватывают их. Как справиться с яростью и гневом, когда ребенок закатывает истерику?- Когда взять паузу, перевести дух и быстро восстановить свою эмоциональную устойчивость?- Как избавить себя от ежедневного стресса: будь то страх за ребенка или очень сильная бытовая нагрузка? Благодаря этой книге вы научитесь слышать свои потребности, заботиться о себе и дарить ребенку любовь и понимание даже тогда, когда устали.

 

 

 

 

 

 

В книге автор встает на защиту детей и оппонирует многим всемирно известным специалистам по воспитанию, которые дают родителям советы о том, как добиться от детей хорошего поведения. Автор показывает нам, что наша главная цель как родителей состоит не в том, чтобы приучить детей к дисциплине и привить им ряд полезных навыков, а в том, чтобы удовлетворить их природную потребность в привязанности, в эмоциональном и физическом контакте. В книге подробно рассматриваются вопросы, часто беспокоящие молодых родителей: почему малыши просятся на руки, почему они не любят спать одни, когда ребенок станет самостоятельным.

Школьники узнают о том, как знакомиться, общаться, находить друзей, выстраивать с ними гармоничные отношения, а также о том, что делать в случае конфликтов, ссор и недопониманий. Отдельная глава книги посвящена общению и дружбе с теми, кто страдает от различных психических и поведенческих расстройств. Доступные примеры, советы и тесты помогут развить социальные навыки, почувствовать себя увереннее в школе и не только.

Перед вами пронзительная история об одиночестве подростка среди людей. Чтобы стать монстром, вовсе не нужно делать что-то особенное. Иногда достаточно просто ничего не сделать.

Проблема школьной травли огромна. В книжке хорошо описаны роли и проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе. Тут и свидетели, которые могли бы позвать на помощь взрослых, но вместо этого смеются вместе с толпой, и унижающий учеников учитель, и мальчик, от которого семья откупается деньгами и не дает ему человеческого тепла.

Эта книга поможет девочкам обрести уверенность в себе, устанавливать границы с окружающими, отстаивать свои интересы и выстраивать гармоничные отношения с семьей и друзьями.

Людмила Петрановская - семейный психолог с двадцатилетним стажем, педагог и публицист - как никто другой знает, с какими трудностями сталкивается ребёнок в школе. "Что делать, если. В школе что-то идет не так?" поможет детям справляться с их страхами и объяснить, как правильно реагировать на проблему, позволит школьникам легко освоить элементарные правила поведения, понять, как правильно поступать и преодолевать свои страхи. А красочные забавные картинки поднимут настроение. Эта книга станет иллюстрированным руководством, которым ребёнок сможет воспользоваться в любой момент.

 

Эта простая, искренняя история о непростых отношениях между одноклассниками станет важным и ценным ресурсом для ребят и взрослых, в том числе педагогов, психологов и всех, кто работает с детьми. Книга учит тому, как строить отношения в коллективе, проявляя заботу и уважение.

В ней также есть дискуссионные вопросы для обсуждения прочитанной истории и рекомендации детского семейного психолога Людмилы Петрановской о том, что делать, если ты чувствуешь себя невидимым или лишним.

Травля в школе. Нарративный подход к работе с проблемой. Проблема школьной травли, агрессивного поведения детей в школе приобретает все большую актуальность в настоящее время, несмотря на то, что ее стараются не афишировать. Важно осознавать многообразие причин и непростой характер этого явления. Травля в школе может привести к долговременным негативным последствиям, потому необходимо как можно раньше выявить ее и предпринять меры для устранения этой проблемы.

Планета WWW - огромна и полна сюрпризов. Соцсети, видеоигры и приложения делают ее идеальном местом для того, чтобы весело проводить время, узнавать новое и всегда оставаться на связи с друзьями, даже с самыми далекими! Но на этой планете небезопасно: кроме обычных людей, ее населяют тролли, хейтеры, самозванцы и сталкеры. Одним словом, кибербуллеры. Это они - "темная сторона" планеты Интернет. Спрятавшись за экраном, они атакуют смертельными оружием, простым и молниеносным, как один клик. Чтобы отражать их атаки, нужна специальная подготовка, а еще лучше - учебное пособие, которое научит, как опознать кибербуллера, одолеть его и уложить на ковер.

Стерлинг - провинциальный сонный городок в штате Нью-Гэмпшир. Однажды его тихую жизнь нарушают выстрелы в старшей школе. И чтобы пережить это событие, недостаточно добиться торжества правосудия. Для жителей Стерлинга навсегда стерлась грань между правдой и вымыслом, добром и злом, своим и чужим. Джози Кормье, дочка судьи, могла бы быть ценным свидетелем обвинения, но не помнит того, что произошло у нее на глазах, а те факты, которые проясняются в ходе разбирательства, бросают тень вины как на школьников, так и на взрослых, разрушая даже самые крепкие дружеские и семейные узы.

С первого дня Рози возненавидела среднюю школу и её обитателей. Несложно стать объектом травли и насмешек, если не можешь говорить: слова застревают в горле, копятся в голове страшным клубком, но ни за что не хотят вырваться наружу. Тогда Рози решает завести анонимный блог. Теперь её точно услышат! Мисс Никто отомстит обидчикам и встанет на защиту всех, кому трудно приходится в школе Мэйнор-Хай. Но не станет ли она сама тем, кто отравляет жизнь другим? Для среднего школьного возраста.

 

Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить "нерадивое чадо", как "надо себя вести", ответственные родители вооружаются новейшими психологическими "приемчиками", разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми.

Об авторах Адель Фабер и Элейн Мазлиш: - Эксперты № 1 по общению с детьми на протяжении 40 лет.

Роман Евгении Некрасовой повествует о жизни девочки по имени Катя. Она учится в обычной школе и живёт с папой и мамой в панельной многоэтажке. Катя испытывает дискомфорт от жизни, так как ощущает себя ненужной. Родителям некогда заниматься ребёнком, в школе она чувствует презрение со стороны учителя, а одноклассники позволяют себе жёсткие выпады и издевательства в её адрес. Катя ленива и нерасторопна, любит ночь, чтобы помечтать и делать то, что ей угодно.

 

Четырнадцатилетняя Лейла привыкла к издевательствам в школе. Ее спутанные волосы, грязная одежда, ее сломанный телефон, а еще любовь к науке и отличные оценки - все становится предметом насмешек. Но никто не знает, какова жизнь Лейлы на самом деле. Затопленная квартира без электричества, в которую можно попасть только через окно. Невменяемая мать, которая редко появляется дома и никогда не называет ее по имени. Младший брат, о котором Лейла должна заботиться. Сырость, голод, безразличие.

Бредли Чокерс сидит в последнем ряду, на самой последней парте. Он уверен, что ему никто не нужен и сам он никому не нужен: одноклассники с ним не дружат и даже не разговаривают. Их можно понять: не так-то хочется дружить с тем, кто постоянно врёт и грубит. Но однажды в классе появляется новенький, и он хочет познакомиться с Бредли поближе. В это же время в школу приходит психолог - жизнерадостная Карла. Она умеет подбирать ключики даже к таким замкнутым чудакам, как Бредли... А когда к человеку подбираешь ключик, то оказывается что внутри у него - особенный мир.

Автор книги мама двоих детей, а также идеолог и учредитель детского музея науки Инно Парк. Это пространство, в котором всем правят дети, их любопытство, процесс познания и творчество. Последние 11 лет Светлана Моторина посвятила детям и не только своим. К сожалению, она на собственном опыте убедилась, что не весь взрослый мир настроен на тонкости детской души. В школе сын Светланы подвергся травле, с которой боролись всей семьей. И победили. Этот травматичный опыт со счастливым концом сподвиг её на написание данной книги.

Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. Книга посвящена исследованию природы детских психических травм, полученных в ходе воспитания. В книге автор поднимает важнейшую проблему: как вытесненные травматические переживания отражаются на личной жизни и социальных успехах человека и порождают психические заболевания. Показаны калечащие воздействия воспитывающих взрослых и психотерапия полученных в раннем детстве психических травм.

Почему со мной никто не дружит? Психологическая помощь детям-изгоям. Как мы можем помочь страдающим от одиночества детям - главный вопрос, на который отвечает книга израильского психолога Яэль Авраам. Эта книга - результат одиннадцатилетней терапевтической работы Яэль с людьми, страдающими от того, что окружающие (прежде всего сверстники) их отторгают. В книге подробно описаны программы и техники индивидуальной и групповой работы с детьми, рассказывается, чем могут помочь им педагоги и родители. Основной посыл книги Яэль Авраам: группа может жить без "козлов отпущения", но это требует усилий и от детей, и от их родителей.

Три года назад мы пережили массовую стрельбу в средней школе. Три года назад моя лучшая подруга, Сара, была убита. Все жители города знакомы с ее историей: она погибла, защищая то, во что верила. Но это ложь. Я была с ней рядом в тот злополучный момент. Сразу после трагедии мне было страшно сознаться, а теперь жизни людей в опасности из-за моего молчания. Родители Сары решили издать книгу о своей дочери, которая полностью исказила ее историю. И у меня остался последний шанс рассказать, что произошло на самом деле.

Ребенок в тебе должен обрести дом, вернуться в детство, чтобы исправить взрослые ошибки. Обиды, детские травмы, нервные родители, вокруг проблемные подростки, где взять уверенность, доверие к миру, просто психическое здоровье во взрослом возрасте? Стефани Шталь говорит, что корень проблем внутри в нашем внутреннем ребенке. Как исцелить его болезни, недостаток детской любви, понять природу, источник его энергии? Это книга про отношение к себе.

Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить "нерадивое чадо", как "надо себя вести", ответственные родители вооружаются новейшими психологическими "приемчиками", разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них.

В книге Людмила Петрановская, основываясь на научной теории привязанности, легко и доступно рассказывает о роли родителей на пути к взрослению: Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость, как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность? Прочитав эту книгу, вы не только сможете увидеть, что на самом деле стоит за детскими капризами, избалованностью, агрессией, вредным характером, но и понять, чем помочь своему ребенку, чтобы он рос и развивался не тратя силы на борьбу за вашу любовь.

У нас проблемы в школе! едва ли не самая распространенная жалоба приемных родителей. Нередко именно из-за этих трудностей жизнь в новой семье превращается в сплошную истощающую борьбу за учебу. Бывает даже так, что в итоге ребенок возвращается в детский дом. В новой школе приемному ребенку трудно адаптироваться, а педагоги часто не знают, как с ним быть и как ему помочь. Книга поможет найти подход к школьнику, чей жизненный старт оказался очень нелегким, и часто прячущему поэтому душевную боль за агрессией, клоунством, пассивностью или замкнутостью.

 

 

свернуть

Мероприятия

Интернет-ресурсы: