График проведения общешкольных родительских собраний в 2024/2025 учебном году
Актуальной формой организации работы с родителями в 2024/2025 учебном году в учреждениях общего среднего образования становится реализация проекта «Родительский университет». Назначение Родительских университетов — психолого-педагогическое просвещение родителей, ознакомление с информацией по различным вопросам воспитания, создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
Программа Родительского университета разработана в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка. Авторы: Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент; Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ Рецензенты: кафедра возрастной и педагогической психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой Е.В. Бондарчук); директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 153 г. Минска» М.И. Полещук
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ
Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта
“Родительский университет”»
Учреждение общего среднего образования является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего периода обучения детей.
Взаимодействие с законными представителями (родителями, усыновителями (удочерителями), опекунами, попечителями) – важная составляющая деятельности педагогов. Эта работа направлена на создание единого образовательного пространства с едиными требованиями, основная цель которого – создание условий для полноценного развития, обеспечение комфортных условий жизни ребенка, развития его индивидуальности.
Перечень направлений работы с законными представителями учащихся достаточно широк. В данную деятельность включены все педагоги учреждения образования. Ведущую роль в организации взаимодействия учреждения образования и семьи играет классный руководитель, от деятельности которого зависит то, насколько родители понимают и принимают задачи учреждения образования, участвуют в их реализации. Особая роль отведена специалистам социально-педагогической и психологической службы, которые осуществляют социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь участникам образовательного процесса. Координатором работы с семьями учащихся выступает заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе.
Актуальные направления и формы работы с законными представителями определяются на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы, иных государственных программ, планов и комплексов мер, инструктивно-методического письма «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год), программно-планирующей документации учреждения образования.
Значимым компонентов системы работы с законными представителями учащихся является республиканский проект «Родительский университет» (далее – проект) – система занятий (тематических родительских собраний) и консультаций в рамках реализации в учреждениях общего среднего образования примерной программы Родительского университета (далее – Программа).
Цель проекта – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Задачи проекта:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и др.
Основная идея проекта – наполнить новым содержанием традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы работы (в частности, родительские собрания), что способствует хорошей интеграции мероприятий проекта в сложившуюся систему работы с родителями в любом учреждении образования.
В ходе проекта 1 раз в четверть (целесообразно использовать предпоследнюю или последнюю неделю четверти) в рамках классных родительских собраний проводятся занятия для законных представителей учащихся в соответствии с темами программы. Также в соответствии с установленным графиком проводятся консультации для родителей. Тематика консультаций представлена в программе, соответствующую работу осуществляют классные руководители, специалисты социально-педагогической и психологической службы, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних.
Работа Родительского университета организуется с учетом образовательных запросов родителей и закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов;
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов; III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов.
Темы занятий можно разбить на несколько содержательных блоков, которые поступательно от I до XI класса обогащают знания и умения родителей в сфере развития и воспитания учащихся:
психологические и физиологические особенности развития;
адаптация к особенностям образовательной среды, организация эффективной учебной деятельности;
формирование навыков здорового образа жизни, профилактика зависимого поведения;
особенности воспитания ребенка, формирование жизненных планов и целей;
развитие культуры общения и поведения и др.
При организации работы в рамках проекта педагоги должны обеспечить:
- гуманистический подход к организации сотрудничества на основе взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма;
- формирование субъектной позиции и партнерских отношений всех участников образовательного процесса;
- внимание и учет мнений законных представителей по различным вопросам жизнедеятельности отдельных учащихся, классного коллектива, учреждения образования в целом;
- стимулирование активности и инициативы, поддержку и развитие родительского самоуправления;
- творческий характер взаимодействия, использование метода убеждения во взаимодействии и разрешении проблемных ситуаций.
С целью методического обеспечения проекта на национальном образовательном портале adu.by создана рубрика «Родительский университет». Рубрика содержит примерную программу проекта «Родительский университет», информационно-методические материалы для проведения занятий с родителями по каждой теме проекта, рекомендации по реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта «Родительский университет» и каталог материалов для проведения занятий с родителями, размещенных на сайте БГПУ имени М. Танка (соответствующий интернет-ресурс носит название «Родительский университет» (https://roduniversitet.bspu.by), на главной странице созданы вкладки, которые также можно использовать при проведении занятий и консультаций: «Родительский университет», «Педагогам», «Родителям» ).
При реализации проекта в учреждении образования целесообразно создать методическую копилку, которая будет содержать лучшие сценарные разработки для проведения занятий, материалы для консультаций, видео- и аудиоматериалы, памятки, флайеры, плакаты и другие материалы для проведения мероприятий проекта. Данную работу следует поручить педагогу социальному.
Для методического обеспечения реализации проекта в учреждениях общего среднего образования на республиканском уровне Национальным институтом образования в 2020-2021 гг. изданы пособия:
«Воспитание младших подростков в современной школе» (А.А. Глинский и др.);
«Основы семейной жизни: Подготовка к браку и семейной жизни: 9 класс» (В.В. Мартынова, Е.К. Погодина);
«Основы семейной жизни: Семья как социальный институт: 10 класс» (В.В. Мартынова, Е.К. Погодина).
PDF-версии вышеназванных пособий размещены на национальном образовательном портале и доступны для свободного скачивания(https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2022-2023-uchebnyj-god/organizatsiya-vospitaniya-2022-2023.html).
В 2022-2024 гг. планируется издание пособий для педагогов (авторы: В.В. Мартынова, Е.К. Погодина):
«Семейное воспитание: ребенок-младший школьник»;
«Семейное воспитание: ребенок-подросток»;
«Семейное воспитание: ребенок-старшеклассник».
С целью повышения эффективности работы с законными представителями учащихся и их предварительного информирования о времени проведения мероприятий рекомендуется составить план реализации республиканского проекта «Родительский университет» в учреждениях общего среднего образования на учебный год. Тематика проведения занятий может отличаться от той, которая изложена в Программе.
В плане должны найти отражение следующие аспекты: краткий отчет о реализации проекта за предыдущий учебный год, итогом которого являются четко сформулированные выводы (о выполнении поставленных цели и задач, имеющихся проблемах и затруднениях, положительном опыте реализации проекта, оценке мероприятий проекта родительской общественностью и др.), цель и задачи, план мероприятий по реализации проекта на учебный год.
Подготовку плана возможно поручить педагогу социальному во взаимодействии с классными руководителями и представителями родительского комитета. План утверждается заместителем директора по воспитательной работе до 1 сентября.
Процесс взаимодействия педагогов и родителей в рамках проекта осуществляется через активные формы деятельности. Среди рекомендуемых форм и методов – практикум / семинар-практикум, лекция, беседа, мастер-класс, круглый стол, дискуссия / дебаты, форум, вебинар, конференция, психологический тренинг, ролевая игра, моделирование и анализ ситуаций и др.
При организации взаимодействия с законными представителями предпочтительными являются очные формы работы; при необходимости можно также использовать очно-дистанционные формы взаимодействия. Дистанционное взаимодействие предполагает возможность проведения родительского собрания, вебинара, веб-форума, интернет-конференции консультации в режиме онлайн посредством использования программ Zoom, Teams, Skypе и др., групп в соцсетях, блога, мессенджеров и др.
Для реализации проекта необходимо наладить тесное взаимодействие с родительским комитетом. В соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.06.2011 № 47 в классных коллективах и учреждении общего среднего образования функционирует родительский комитет, к компетенции которого относятся: содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса, распространение лучшего опыта семейного воспитания, оказание содействия в проведении физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых и иных мероприятий и др. При реализации проекта важно опираться на родительский актив, с которым можно обсудить содержательное наполнение сроки и формы организации занятий. Члены комитета могут помочь распределить обязанности, роли, функции по подготовке и проведению мероприятий проекта, подготовить материалы и оборудование. В процессе взаимодействия родители могут выполнять разные роли: ассистентов, помощников, экспертов (если педагог готовит занятие по вопросам, которыми хорошо владеет законный представитель), консультантов, организаторов мероприятия и др.
Важным условием эффективности реализации проекта является его информационное сопровождение. На сайте учреждения образования необходимо создать вкладку «Республиканский проект “Родительский университет”» / «Родительский комитет» (возможно создание самостоятельного Интернет-ресурса), разместив на ней план реализации проекта на учебный год (без отчета об итогах реализации проекта за предыдущий учебный год), информацию о тематике, форме организации, времени проведения мероприятий проекта, памятки, буклеты, флаеры по тематике занятий, вопросы для обсуждения, задания, требующие подготовки, фотоотчеты о проведении мероприятий и др. Целесообразно организовать форум (возможно использование иных форм получения обратной связи) для того, чтобы законные представители учащихся могли задать вопросы, оставить отзывы и предложения. Рефлексия по итогам проведения занятий может осуществляться с использованием Viber, Telegram, ВКонтакте, иных мессенджеров и социальных сетей.
С целью осуществления контроля и оценки качества реализации проекта необходимо обеспечить рассмотрение вопросов проведения соответствующей работы на педагогических советах (или совещаниях при руководителе (заместителе руководителя), методических объединениях классных руководителей, заседаниях совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) и др. не реже 1 раза в год.
Для оценки качества реализации проекта следует обратить внимание на следующие результаты:
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству (понимание своей роли как отца (матери), своей роли как супруга в воспитании ребенка);
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах (в обучении, психологической помощи, психолого-педагогической поддержке и др.);
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- охват занятиями проекта большинства родителей учащихся, в том числе, благодаря системе дистанционного обучения и др.
Основные направления повышения эффективности реализации проекта:
организовать проведение виртуальной панорамы педагогического опыта «Родительский университет» во всех регионах по итогам каждого учебного года;
обеспечить наполнение страниц «Родительский университет» на сайтах учреждений образования актуальной, востребованной информацией, предусмотреть обратную связь с законными представителями обучающихся;
обеспечить активное использование информационно-коммуникационных технологий с целью вовлечения максимального количества родителей в реализацию проекта;
активизировать трансляцию опыта работы с семьей и реализации проекта Родительский университет в средствах массовой информации областного и республиканского уровней, на телевидении и посредством сети Интернет;
привлекать специалистов районных социально-педагогических центров к методическому сопровождению проекта;
обеспечить использование инновационных форм и методов работы с законными представителями при реализации мероприятий проекта (калейдоскоп-хобби, тренинги, мастер-классы, направленные на обучение родителей совместному досугу с детьми).
Рекомендации по реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта «Родительский университет»
Учреждение общего среднего образования является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего периода обучения детей.
Взаимодействие с законными представителями (родителями, усыновителями (удочерителями), опекунами, попечителями) – важная составляющая деятельности педагогов. Эта работа направлена на создание единого образовательного пространства с едиными требованиями, основная цель которого – создание условий для полноценного развития, обеспечение комфортных условий жизни ребенка, развития его индивидуальности.
На основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы, иных государственных программ, планов и комплексов мер в программно-планирующей документации учреждения образования определяются актуальные направления и формы работы с законными представителями.
Перечень направлений работы с законными представителями учащихся достаточно широк. В данную деятельность включены все педагоги учреждения образования. Ведущую роль в организации взаимодействия учреждения образования и семьи играет классный руководитель, от деятельности которого зависит то, насколько родители понимают и принимают образовательные задачи учреждения образования, и участвуют в их реализации. Особая роль отведена специалистам социально-педагогической и психологической службы, которые осуществляют социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь участникам образовательного процесса. Координатором работы с семьями учащихся выступает заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе.
Одним из компонентов системы работы с законными представителями учащихся является республиканский проект «Родительский университет» – комплекс мероприятий в рамках тематических родительских собраний по реализации в учреждениях общего среднего образования одноименной программы для родителей (далее – проект). Цель проекта – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Основная идея проекта – наполнить новым содержанием традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы работы (в частности, родительские собрания), благодаря чему проект хорошо интегрируется в сложившуюся систему работы с родителями учащихся в любом учреждении образования.
В ходе проекта 1 раз в четверть (предпоследняя или последняя неделя четверти) в рамках классных родительских собраний проводятся мероприятия для законных представителей учащихся в соответствии с темами программы. Тематика занятий разработана с учетом образовательных запросов родителей и посвящена центральным проблемам воспитания с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды: «Мой ребенок – младший школьник», «Мой ребенок – подросток», «Мой ребенок – старшеклассник». Программой предусмотрено использование традиционных (очных) и дистанционных форм проведения занятий.
Для реализации проекта создается банк информационно-методических материалов для каждой темы «Родительского университета». Материалы разрабатываются при участии институтов развития образования. Информационно-методические материалы по мере разработки будут размещаться на национальном образовательном портале adu.by в рубрике «Родительский университет». Для подготовки мероприятий «Родительского университета» рекомендуем воспользоваться также каталогом материалов, размещенных на онлайн-платформе «Родительский университет» (https://roduniversitet.bspu.by/) (приложение 1).
С целью повышения эффективности работы с законными представителями учащихся и их предварительного информирования о времени проведения мероприятий рекомендуется составить план реализации республиканского проекта «Родительский университет» в учреждениях общего среднего образования на учебный год. Тематика проведения занятий может отличаться от той, которая изложена в Программе.
При организации работы в рамках проекта педагоги должны ориентироваться на:
- гуманистический подход к организации сотрудничества на основе взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма;
- формирование субъектной позиции и партнерских отношений всех субъектов образовательного процесса;
- внимание и учет мнений законных представителей по различным вопросам жизнедеятельности отдельных учащихся, классного коллектива, учреждения образования в целом;
- стимулирование активности и инициативы, поддержку и развитие родительского самоуправления;
- творческий характер взаимодействия, использование метода убеждения во взаимодействии и разрешении проблемных ситуаций.
Процесс взаимодействия педагогов и родителей в рамках проекта осуществляется через активные формы деятельности. При организации взаимодействия с законными представителями предпочтительными являются очные формы работы; при необходимости можно также использовать очно-дистанционные формы взаимодействия.
Дистанционное взаимодействие предполагает возможность проведения родительского собрания, вебинара, веб-форума, интернет-конференции консультации в режиме онлайн посредством использования программ Zoom, Teams, Skypе и др., групп в соцсетях, блога, мессенджеров и др.
Также в соответствии с установленным графиком проводятся консультации для родителей. Тематика консультаций представлена в программе, соответствующую работу осуществляют классные руководители, специалисты социально-педагогической и психологической службы, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних.
В соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.06. 2011 № 47 в классных коллективах и учреждении общего среднего образования функционирует родительский комитет, к компетенции которого относятся: содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса, распространение лучшего опыта семейного воспитания, оказание содействия в проведении физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых и иных мероприятий и др. При реализации проекта важно опираться на родительский актив, с которым можно обсудить содержательное наполнение и формы организации занятий. Члены комитета могут помочь распределить обязанности, роли, функции по подготовке и проведению мероприятий проекта. В процессе взаимодействия родители могут выполнять разные роли: ассистентов, помощников, экспертов (если педагог готовит занятие по вопросам, которыми хорошо владеет законный представитель), консультантов, организаторов мероприятия и др.
Важным условием эффективности реализации проекта является его информационное сопровождение. На сайте учреждения образования необходимо создать вкладку «Родительский университет» (возможно создание самостоятельного Интернет-ресурса), разместив на ней информацию о тематике, форме организации, времени проведения мероприятий проекта, памятки, буклеты, флайеры по тематике занятий, вопросы для обсуждения, задания, требующие подготовки, фотоотчеты о проведении мероприятий и др. Целесообразно организовать форум (возможно использование иных форм получения обратной связи) для того, чтобы законные представители учащихся могли задать вопросы, оставить отзывы и предложения. Рефлексия по итогам проведения занятий может осуществляться с использованием Viber, Telegram, ВКонтакте, иных мессенджеров и социальных сетей.
С целью осуществления контроля и оценки качества реализации проекта необходимо обеспечить рассмотрение вопросов проведения соответствующей работы на педагогических советах (или совещаниях при руководителе (заместителе руководителя), методических объединениях классных руководителей, заседаниях совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.) не реже 1 раза в год.
Реализация мероприятий республиканского проекта «Родительский университет» будет способствовать повышению педагогической и психологической компетентности законных представителей, формированию у них осознанного отношения к родительству, повышению качества педагогической (социально-педагогической) поддержки и психологической помощи, развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.
Каталог материалов для проведения занятий с родителями в рамках республиканского проекта «Родительский университет»
(на сайте https://roduniversitet.bspu.by/).
Название тем (в соответствии с «Примерной программой родительского университета») |
Материалы, рекомендуемые для использования (размещены в разделе «Родителям» – https://roduniversitet.bspu.by/roditelyam/) |
1-е классы |
|
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе (сентябрь) |
Методические рекомендации «Адаптация учащихся 1 классов к обучению в школе»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Adaptaciya-uchashhihsya-1-klassov-k-obucheniju-v-shkole.pdf |
Тема 2. Режим дня школьника (ноябрь) |
Брошюра «Режим дня школьника»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Rezhim-dnya-shkolnika.pdf |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка (январь) |
Методические материалы «Роль семейных традиций в воспитании детей»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Semejnye-tradicii-v-vopitanii-rebenka.pdf |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника (апрель) |
Мультимедийная презентация «13 советов от известного учителя, которые вдохновят родителей общаться с детьми на языке любви». |
2-е классы |
|
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться (октябрь) |
Методические материалы «Ваш ребёнок не хочет учиться» (автор: Пузыревич Наталия Леонидовна): https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/uchitsya-1.pdf; советы родителям «Как делать уроки с младшим школьником?»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/2-Dikovich-pamyatka-dlya-roditelej.pdf; буклет «Учение с увлечением или 7 способов повысить учебную мотивацию школьника»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/2_Evdokimova-230119-buklet.pdf; методические материалы «Как помочь ребенку избавиться от комплекса неудачника» (автор: Русецкая Алла Максимовна): https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Ruseckaya-A.M.-Kak-pomoch-rebenku-izbavitsya-ot-kompleksa-neudachnika.pdf |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни (декабрь) |
Брошюра «Семь правил здорового образа жизни для школьников»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Sem-pravil-zdorovogo-obraza-zhizni-dlya-shkolnikov-1.pdf |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка (февраль) |
Видеоролик «Влияние семьи на эмоциональное здоровье ребенка (советы родителям)»: https://roduniversitet.bspu.by/roditelyam/ |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье (май) |
Методические материалы «Трудовое воспитание младших школьников в семье»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Trudovoe-vopitanie-v-seme.pdf |
3-е классы |
|
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребенка (сентябрь) |
Методические материалы «Активная оценка и итоговая отметка. Работа с родителями» (автор: Кудейко Михаил Викентьевич): https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Kudejko-M.V.-Aktivnaya-ocenka-i-itogovaya-otmetka.-Rabota-s-roditelyami.pdf |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников (декабрь) |
Методические материалы «Психологические особенности третьеклассников»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Psihologicheskie-osobennosti-treteklassnikov.pdf |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок (январь) |
Брошюра «Здоровая семья - здоровый ребенок»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Zdorovaya-semya-zdorovyj-rebenok-1.pdf |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника (апрель) |
Методические материалы «Родительское общение как фактор формирования культуры гуманистических отношений в семье» (автор: Чечет Виктор Владимирович): https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Chechet-V.V.-Roditelskoe-obshhenie-kak-faktor-formirovaniya-kultury-gumanisticheskih-otnoshenij-v-seme-1.pdf; памятка для родителей «Как поощрять ребенка в семье»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Zenevich-A.S.-roditelskij-universitet-230119.pdf |
4-е классы |
|
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов (сентябрь) |
Методические материалы «Возрастные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Vozrastnye-psihofiziologicheskie-osobennosti-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.pdf |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей (декабрь) |
Брошюра «Самое важное о поведении ребенка с незнакомцами на улице»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-Samoe-vazhnoe-o-povedenii-rebenka-s-neznakomcami-na-ulice.pdf |
Тема 3. Ребенок и компьютер (февраль) |
Брошюра «Безопасность детей в Сети»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-roditelyam-Kiberbezopasnost-detej.pdf |
Тема 4. Книги в жизни школьника (май) |
Брошюра «Как привить ребенку любовь к чтению». |
5-е классы |
|
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе (сентябрь) |
Советы родителям «Адаптация ребенка в новом коллективе. Советы родителям пятиклассников»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Adaptaciya-rebenka-v-novom-kollektive-1.pdf |
Тема 2. Ребенок среди сверстников (ноябрь) |
Брошюра «Самое важное о безопасности ребенка в школе» – стр.8-15 (раздел «Что делать, если ребенка обижают сверстники»): https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-Samoe-vazhnoe-o-bezopasnosti-rebenka-v-shkole.pdf |
Тема 3. Ваш ребенок вырос (февраль) |
Брошюра «Страхи у детей», методические материалы «Как разрешить конфликты с близкими людьми?» (автор: Пузыревич Наталия Леонидовна): https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-roitelyam-Strahi-u-detej.pdf |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье (май) |
Брошюра «Воспитание без насилия» (авторы-составители: Козлова Г.Л., Мирейчик Л.Н., Пряхина М.В.) – раздел «Как быть хорошими родителями. Практические советы и рекомендации» (с.34-51): https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-roditelyam-Vospitanie-bez-nasiliya.pdf |
6-е классы |
|
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи (сентябрь) |
Методические материалы «Книги, которые помогают нам понимать своих детей и взаимодействовать с ними» (автор: Чечет Виктор Владимирович): https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Chechet-V.V.-Knigi-kotorye-pomogajut-nam-ponimat-svoih-detej-i-vzaimodejstvovat-s-nimi-1.pdf |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков (декабрь) |
Брошюра «Самое важное о воспитании подростка»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-Samoe-vazhnoe-o-vospitanii-podrostka.pdf; методические материалы «Что делать, если у ребенка повышенная раздражительность»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-roditelyam-Chto-delat-esli-u-rebenka-povyshennaya-razdrazhitelnost.pdf, «Тревожные маркеры в поведении подростка. Как вести себя родителям?»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-roditelyam-Trevozhnye-markery-v-povedenii-podrostka.pdf; памятка для родителей «Подросток не слушается. Что делать?»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/2_BoguckayaD_Podrostok-ne-slushaetsya.pdf |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет (март) |
Видеоролик «Зависимость от компьютерных игр у детей и подростков (6 класс)»: https://roduniversitet.bspu.by/roditelyam/; брошюра «Безопасность детей в Сети»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-roditelyam-Kiberbezopasnost-detej.pdf; методические материалы «Как помочь ребёнку преодолеть компьютерную зависимость?»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/kompjuter.pdf |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков (май) |
Памятка для родителей «Летние каникулы с пользой»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Letnie-kanikuly-s-polzoj-1.pdf; памятка для родителей «Рекомендации для родителей, отправляющих ребенка в оздоровительный лагерь»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Rekomendacii-dlya-roditelej-otpravlyajushhih-rebenka-v-ozdorovitelnyj-lager-1.pdf |
7-е классы |
|
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников (сентябрь) |
Памятка для родителей подростков «Что не надо делать родителям?»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Chto-ne-nuzhno-delat-roditelyam-podrostka.pdf |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков (ноябрь) |
Брошюра «Самое важное о воспитании подростка» (стр. 24-27): https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-Samoe-vazhnoe-o-vospitanii-podrostka.pdf |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста (февраль) |
Методические материалы «Тревожные маркеры в поведении подростка. Как вести себя родителям?»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-roditelyam-Trevozhnye-markery-v-povedenii-podrostka.pdf; методические материалы «Как разрешить конфликты с близкими людьми?» (автор: Пузыревич Наталия Леонидовна): https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/konflikty.pdf |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков (апрель) |
Методические материалы «Как помочь ребенку учиться?»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/uchitsya-1.pdf |
8-е классы |
|
Тема 1. Жизненные цели подростков (октябрь) |
Видеоролик «Тайм-менеджмент (советы школьникам)» https://roduniversitet.bspu.by/roditelyam/ |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия (декабрь) |
Брошюра «Самое важное о воспитании ребенка без насилия»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-Samoe-vazhnoe-o-vospitanii-rebenka-bez-nasiliya.pdf; брошюра «Самое важное о безопасности ребенка в школе» (стр. 3-7): https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-Samoe-vazhnoe-o-bezopasnosti-rebenka-v-shkole.pdf |
Тема 3. Осторожно: суицид (март) |
Методические материалы «Как предотвратить детский суицид» (автор: Пузыревич Наталия Леонидовна): https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Puzyrevich-N.L.-Dialog-Kak-predotvratit-detskij-suicid.pdf; Памятка для родителей «Советы для родителей по профилактике подросткового суицида»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Sovety-dlya-roditelej-po-profilaktike-podrostkovogo-suicida-1.pdf |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях (май) |
Брошюра «Самое важное о безопасности ребенка в школе» (стр. 15-23): https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-Samoe-vazhnoe-o-bezopasnosti-rebenka-v-shkole.pdf |
9-е классы |
|
Тема 1. Портрет современного подростка (сентябрь) |
Методические материалы «Психологический портрет современного подростка»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Psihologicheskij-portret-sovremennogo-podrostka.pdf |
Тема 2. Агрессия, еѐ причины и последствия (ноябрь) |
Методические материалы «Что делать, если у ребенка повышенная раздражительность»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-roditelyam-Chto-delat-esli-u-rebenka-povyshennaya-razdrazhitelnost.pdf |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять (февраль) |
Брошюра «Самое важное о воспитании подростка»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-Samoe-vazhnoe-o-vospitanii-podrostka.pdf |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? (апрель) |
Видеоролик «Как помочь ребенку выбрать профессию?»: https://roduniversitet.bspu.by/roditelyam/ |
10-е классы |
|
Тема 1. Здоровье - это жизнь (сентябрь) |
Методические рекомендации «Здоровый образ жизни»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Zdorovyj-obraz-zhizni.pdf |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка (ноябрь) |
Советы родителям «Первая любовь в жизни вашего ребенка»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/2_Petrova_Ju-Roditelski-j-universitet.pdf; Видеоролики «Первая любовь в жизни ребенка», «Первая влюбленность» https://roduniversitet.bspu.by/roditelyam/ |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек (февраль) |
Советы родителям «Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Rol-semi-v-formirovanii-reproduktivnogo-zdorovya-junoshej-i-devushek-1.pdf |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? (апрель) |
Брошюра «Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Kak-pomoch-starsheklassniku-obresti-uverennost-v-sebe.pdf |
11-е классы |
|
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? (октябрь) |
Видеоролик «Профориентация старшеклассников»; Памятка для родителей «Как ребенку выбрать профессию»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Pomoshh-v-vybore-professii.pdf |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? (декабрь) |
Информационный релиз «Увлечение или интернет зависимость?»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/2_Chernoshej-Kseniya_Podrostok.pdf |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни (март) |
Методические материалы «Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Podgotovka-starsheklassnikov-k-budushhej-semejnoj-zhizni.pdf |
Тема 4. Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам? (май) |
Методические рекомендации «Как помочь своему ребенку в период подготовки и сдачи экзаменов»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Kak-pomoch-svoemu-rebenku-v-period-podgotovki-i-sdachi-ekzamenov-1.pdf |
Приложение 4
Рекомендации по реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта «Родительский университет»
Учреждение общего среднего образования является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего периода обучения детей.
Взаимодействие с законными представителями (родителями, усыновителями (удочерителями), опекунами, попечителями) – важная составляющая деятельности педагогов. Эта работа направлена на создание единого образовательного пространства с едиными требованиями, основная цель которого – создание условий для полноценного развития, обеспечение комфортных условий жизни ребенка, развития его индивидуальности.
На основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы, иных государственных программ, планов и комплексов мер в программно-планирующей документации учреждения образования определяются актуальные направления и формы работы с законными представителями.
Перечень направлений работы с законными представителями учащихся достаточно широк. В данную деятельность включены все педагоги учреждения образования. Ведущую роль в организации взаимодействия учреждения образования и семьи играет классный руководитель, от деятельности которого зависит то, насколько родители понимают и принимают образовательные задачи учреждения образования, и участвуют в их реализации. Особая роль отведена специалистам социально-педагогической и психологической службы, которые осуществляют социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь участникам образовательного процесса. Координатором работы с семьями учащихся выступает заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе.
Одним из компонентов системы работы с законными представителями учащихся является республиканский проект «Родительский университет» – комплекс мероприятий в рамках тематических родительских собраний по реализации в учреждениях общего среднего образования одноименной программы для родителей (далее – проект). Цель проекта – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Основная идея проекта – наполнить новым содержанием традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы работы (в частности, родительские собрания), благодаря чему проект хорошо интегрируется в сложившуюся систему работы с родителями учащихся в любом учреждении образования.
В ходе проекта 1 раз в четверть (предпоследняя или последняя неделя четверти) в рамках классных родительских собраний проводятся мероприятия для законных представителей учащихся в соответствии с темами программы. Тематика занятий разработана с учетом образовательных запросов родителей и посвящена центральным проблемам воспитания с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды: «Мой ребенок – младший школьник», «Мой ребенок – подросток», «Мой ребенок – старшеклассник». Программой предусмотрено использование традиционных (очных) и дистанционных форм проведения занятий.
Для реализации проекта создается банк информационно-методических материалов для каждой темы «Родительского университета». Материалы разрабатываются при участии институтов развития образования. Информационно-методические материалы по мере разработки будут размещаться на национальном образовательном портале adu.by в рубрике «Родительский университет». Для подготовки мероприятий «Родительского университета» рекомендуем воспользоваться также каталогом материалов, размещенных на онлайн-платформе «Родительский университет» (https://roduniversitet.bspu.by/) (приложение 1).
С целью повышения эффективности работы с законными представителями учащихся и их предварительного информирования о времени проведения мероприятий рекомендуется составить план реализации республиканского проекта «Родительский университет» в учреждениях общего среднего образования на учебный год. Тематика проведения занятий может отличаться от той, которая изложена в Программе.
При организации работы в рамках проекта педагоги должны ориентироваться на:
- гуманистический подход к организации сотрудничества на основе взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма;
- формирование субъектной позиции и партнерских отношений всех субъектов образовательного процесса;
- внимание и учет мнений законных представителей по различным вопросам жизнедеятельности отдельных учащихся, классного коллектива, учреждения образования в целом;
- стимулирование активности и инициативы, поддержку и развитие родительского самоуправления;
- творческий характер взаимодействия, использование метода убеждения во взаимодействии и разрешении проблемных ситуаций.
Процесс взаимодействия педагогов и родителей в рамках проекта осуществляется через активные формы деятельности. При организации взаимодействия с законными представителями предпочтительными являются очные формы работы; при необходимости можно также использовать очно-дистанционные формы взаимодействия.
Дистанционное взаимодействие предполагает возможность проведения родительского собрания, вебинара, веб-форума, интернет-конференции консультации в режиме онлайн посредством использования программ Zoom, Teams, Skypе и др., групп в соцсетях, блога, мессенджеров и др.
Также в соответствии с установленным графиком проводятся консультации для родителей. Тематика консультаций представлена в программе, соответствующую работу осуществляют классные руководители, специалисты социально-педагогической и психологической службы, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних.
В соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.06. 2011 № 47 в классных коллективах и учреждении общего среднего образования функционирует родительский комитет, к компетенции которого относятся: содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса, распространение лучшего опыта семейного воспитания, оказание содействия в проведении физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых и иных мероприятий и др. При реализации проекта важно опираться на родительский актив, с которым можно обсудить содержательное наполнение и формы организации занятий. Члены комитета могут помочь распределить обязанности, роли, функции по подготовке и проведению мероприятий проекта. В процессе взаимодействия родители могут выполнять разные роли: ассистентов, помощников, экспертов (если педагог готовит занятие по вопросам, которыми хорошо владеет законный представитель), консультантов, организаторов мероприятия и др.
Важным условием эффективности реализации проекта является его информационное сопровождение. На сайте учреждения образования необходимо создать вкладку «Родительский университет» (возможно создание самостоятельного Интернет-ресурса), разместив на ней информацию о тематике, форме организации, времени проведения мероприятий проекта, памятки, буклеты, флайеры по тематике занятий, вопросы для обсуждения, задания, требующие подготовки, фотоотчеты о проведении мероприятий и др. Целесообразно организовать форум (возможно использование иных форм получения обратной связи) для того, чтобы законные представители учащихся могли задать вопросы, оставить отзывы и предложения. Рефлексия по итогам проведения занятий может осуществляться с использованием Viber, Telegram, ВКонтакте, иных мессенджеров и социальных сетей.
С целью осуществления контроля и оценки качества реализации проекта необходимо обеспечить рассмотрение вопросов проведения соответствующей работы на педагогических советах (или совещаниях при руководителе (заместителе руководителя), методических объединениях классных руководителей, заседаниях совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.) не реже 1 раза в год.
Реализация мероприятий республиканского проекта «Родительский университет» будет способствовать повышению педагогической и психологической компетентности законных представителей, формированию у них осознанного отношения к родительству, повышению качества педагогической (социально-педагогической) поддержки и психологической помощи, развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.