РУ БЕ EN

Функциональная грамотность

Глобальные изменения, происходящие  во всем мире, происходят и в сфере образования. В настоящее время перед нашим обществом стоит цель – воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности. Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и на протяжении всей жизни знания и навыки для решения сложных жизненных задач, то есть быть функционально грамотным.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретенные в жизни знания для решения широких жизненных задач в различных понятиях деятельности, общения и социальных отношений.


В качестве основных содержащихся показателей функциональной грамотности выделяют шесть компонентов:

  • читательская грамотность;
  • математическая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • креативное мышление;
  • глобальные компетенции;
  • компьютерная грамотность.

Ключ к успеху откроет функциональная грамотность.  https://edu.gov.by/news/klyuch-k-uspekhu-otkryvaet-funktsionalnaya-gramotnost-v-shkole/

В 2024/2025 учебном году в школе организованы факультативные занятия по формированию функциональной грамотности учащихся:
«Когда учиться легко. В мире финансов» (4 «Г» класс)

«Культура иноязычного речевого общения» (8 «А» класс, 8 «Г» класс)

«Межкультурное взаимодействие на иностранном языке» (10 «Б» класс)

Актуальная информация

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Естественнонаучная грамотность – это одна из составляющих функциональной грамотности – подразумевает умение ребёнка занять информированную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками. Она также выражается в интересе к естественно-научным фактам и идеям. Обладание такой грамотностью даёт возможность принимать обоснованные решения на основе научных фактов, а также осознавать важность и влияние естественных процессов, науки и технологий на мир, экономику и культуру.

Понятие «естественно-научная грамотность» включает в себя ряд компетенций, которые нужно сформировать у учащегося.

Первая из них – это научное объяснение явлений. В эту компетенцию входят умения:

  • применять полученные в ходе обучения естественно-научные знания для объяснения явлений;
  • создавать и применять объяснительные модели;
  • прогнозировать развитие явлений и процессов;
  • объяснять принцип действия технологий и приборов.

Следующей компетенцией естественно-научной грамотности является понимание особенностей естественно-научного исследования. Эта компетенция включает:

  • умения распознавание и формулирование цели исследования;
  • определение оптимального способа научного исследования и его оценка;
  • выдвижение и обоснование научных гипотез;
  • поиск и оценка способов обеспечения надежности и достоверности научных данных и объяснений.

Третья компетенция естественно-научной грамотности – интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов, которая включает:

  • умения анализировать и интерпретировать данные, делать из этой информации обоснованные выводы;
  • трансформировать формы представления данных;
  • определять в научных текстах гипотезу, доказательства и рассуждения;
  • проводить оценку аргументов и доказательств с научной точки зрения.
свернуть

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Математическая грамотность, как одна из составляющих функциональной грамотности, означает способность решать проблемы, логически рассуждать и анализировать информацию.
В развитии математической грамотности выделяют три уровня.
Первый уровень – воспроизведение. Включает знание теории и умение выполнять базовые задания школьной программы. Для проверки достижения первого уровня компетентности в основном предлагаются традиционные учебные задания, требующие знание математических фактов, воспроизведение определений математических объектов и их свойств, применение стандартных алгоритмов и методов решения, работа с формулами, выполнение вычислений.
Второй уровень – установление связей. Учащимся предлагается самостоятельно выбрать подходящий метод решения и необходимые математические инструменты. Ситуации, рассматриваемые в задачах, должны быть нестандартными, но не требовать высокого уровня математизации.
Третий уровень – размышления. Включает проверку математического мышления, умения обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию. Для этого используются более сложные задачи, в которых необходимо выделить и сформулировать проблему, которая решается средствами математики; разработать соответствующую математическую модель, решить задачу и его интерпретировать согласно предложенной в задании ситуации.
Инструментами развития и проверки сформированности математической грамотности могут служить:

  • практико-ориентированные задания;
  • межпредметные задания;
  • задания с экономическим содержанием;
  • задания с историческим содержанием и др.
свернуть

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на первое место. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в предварительной системе.
Компьютерная грамотность заключается в умениях:

  • работать с информацией в Интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности;
  • пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
  • знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в социальных сетях.

Способности развития функциональной грамотности учащихся развиваются от предмета к предмету, однако и есть основные правила, которые универсальны для каждого предмета и учителя.
Основные правила и их основные особенности:

  • привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут себя представить;
  • соответствие возрасту учащихся;
  • системность и взаимосвязь знаний и факторов.
свернуть

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста — сравнительно новое направление в системе школьного образования. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше у них могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Можно много зарабатывать и все равно не понимать, почему денег нет. Ведь дело не только в количестве, но еще и в том, как именно мы распоряжаемся деньгами: тратим, инвестируем, откладываем. С детства нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Формирование полезных привычек в сфере финансов у школьников поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. тем раньше у них могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

свернуть

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Креативное мышление – компонент функциональной грамотности, под которым понимают умение человека использовать своё воображение для выработки и совершенствования идей, формирование новых знаний, решения задач, с которыми он не сталкивался ранее.
Креативность – это характеристика мыслительной деятельности, генерирующей абсолютно новые, уникальные идеи. Креативное мышление – основа творческого процесса. Креативное мышление – это смекалка.
Задача педагогов создать такую воспитательно-образовательную среду, где детские предложения будут услышаны и реализованы, формировать у воспитанников потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления, активизировать индивидуальные творческие способности. И только педагог, сам обладающий креативными способностями, творческим потенциалом, индивидуальностью, высоким уровнем интеллектуальной и личностной активности, помогает видеть в обычных вещах что-то новое, находить необычные решения проблемы, развивает у ребенка фантазию, воображение, гибкость ума, он дает способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Креативное мышление имеет особенности. Признаки креативности:

  • быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени);
  • гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей);
  • оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи);
  • точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям).
свернуть

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Одна из составляющих функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения поставленных задач. Ее развитие направлено на преодоление причинно-следственных связей между явлениями, событиями и правомерными последствиями.
Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, сочувствие, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре.


Уровни глобальной компетентности делятся на 5 групп:
1 уровень: могут правильно определить одну точку зрения и использовать полученную информацию для выполнения задания; рассуждать, когда им знаком контекст и они могут легко представить себя на месте другого.
2 уровень: могут правильно определить две разные точки зрения на ситуацию; рассуждать, используя минимум дополнительной информации; найти правильное объяснение среди предложенных и объяснить ситуацию или ее аспекты (при минимальном объеме информации).
3 уровень: могут выявить в предложенной ситуации и проанализировать две - три различные точки зрения; объяснить несложную ситуацию или ее аспекты в рамках задания. Рассуждения учащегося тем успешнее, чем меньше объем информации, которую ему необходимо оценить.
4 уровень: могут выявить и проанализировать до пяти различных точек зрения; демонстрируют способность в процессе рассуждения выходить за рамки задания, привлекать дополнительную информацию; описывать незнакомые ситуации с привлечением причинно-следственных связей; объяснять сложные ситуации или их аспекты, опираясь на базовые знания.
5 уровень: могут выявлять и анализировать 5 и более точек зрения. В рассуждениях демонстрируют способность привлекать информацию, не содержащуюся в условии, самостоятельно устанавливая связи при анализе проблемы. Могут объяснять сложные ситуации или их аспекты, оценивая информацию с точки зрения ее достоверности, определять краткосрочные и долгосрочные последствия действий и процессов.

свернуть

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни

Какие умения входят в понятие читательской грамотности:

Поиск информации в тексте

Это включает просмотровое чтение для нахождения в нём нужной информации, а также сам поиск и выбор этой информации. Для этого нужно регулировать свою скорость чтения — быстро проскакивать неподходящие разделы (ориентируясь, например, по подзаголовкам), а разделы с нужной информацией изучать внимательно.

Понимание смысла

Это означает понимание как буквального смысла содержания текста, его основной идеи, так и скрытого смысла (например, переносного значения, намёков — проще говоря, умение читать между строк). Кроме того, для понимания нужны такие навыки, как интеграция — то есть сопоставление, способность установить связи между различными частями текста или отдельными текстами, в том числе противоречивыми. Также нужно уметь формулировать выводы из прочитанного.

Оценивание качества и достоверности

Читающему нужно установить, является ли информация достоверной, актуальной, точной и непредвзятой. Для этого надо уметь оценивать источник информации (то есть задаться вопросом, компетентен ли автор в вопросе, о котором пишет), время и цель написания текста (как давно это было написано и актуально ли с учётом текущих реалий, не пытается ли автор манипулировать сознанием читателя, преследуя свою выгоду).

Осмысление содержания и формы

Это оценка качества и стиля текста — насколько адекватно они выражают цель и точку зрения автора. Также это умение сопоставить различные точки зрения, в частности за счёт опоры на знания и опыт самого читателя.

Обнаружение и устранение противоречий

Сравнив информацию из разных текстов, читающий может обнаружить противоречия между ними. Ему необходимо осмыслить это противоречие и понять, как разрешить его (проще говоря — определить, какая точка зрения правильная). Для этого надо оценить и источники, и логику автора, и обоснованность предъявленных им утверждений.

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: