РУ БЕ EN

Структура и содержание технологии

 

В структуре конфликтологической компетентности выявляют следующие компоненты – когнитивный, аффективный и поведенческий.

Когнитивный компонент – это знание и понимание участниками межличностного взаимодействия причин возникновения конфликтов, их структуры, представление о себе и о другом, как об участнике конфликта, знание условий профилактики и альтернативных способов разрешения конфликтов.

Аффективный компонент определяется конструктивным отношением участников образовательных отношений к конфликтам, а также его участникам. Этот компонент проявляется в эмпатии, вербальной и невербальной сензитивности, умении понимать интересы и состояние другого человека, установках на позитивное взаимодействие, таких ценностных ориентациях как доверие, отрытость, сотрудничество, ответственность.

Поведенческий компонент – это умения и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, своевременной и точной ориентировки в конфликтных ситуациях, стиль и способы разрешения конфликтов, умения осуществлять посредничество при разрешении школьных конфликтов.

Школьная служба медиации – это служба, созданная в учреждении общего среднего образования и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам школьной медиации и медиативного подхода. Основная цель школьной службы медиации и разрешения конфликтов – внедрение новых альтернативных форм разрешения конфликтов в учреждениях общего среднего образования.

Успешному решению цели и задача инновационной деятельности способствует психолого-педагогическое моделирование воспитательного процесса в школе, результатом которого является разработанная технология.

Технология включает следующие блоки: целевой, содержательный, организационный, операциональный, диагностический и результирующий.

Целевой компонент технологии – формирование конфликтологической компетентности участников образовательных отношений – выступает системообразующим фактором, определяющим результат практического применения и наполняемость других блоков модели. В сложном процессе формирования конфликтологической компетентности очевидна необходимость междисциплинарного сотрудничества с другими дисциплинами: психология общения, психология личности, право, педагогика, социология и другими.

Содержательный блок модели описывает основные компоненты конфликтологической компетентности, которая чаще всего рассматривается как вид социально-психологической компетентности. Связь компонентов конфликтологической компетентности определяется взаимообусловленностью когнитивных, аффективных и поведенческих составляющих. Когнитивный компонент – это осознание участниками межличностного взаимодействия причин возникновения конфликтов, понимание природы противоречий и конфликтов между людьми. Аффективный компонент определяется конструктивным отношением к конфликтам, а также его участникам. Этот компонент проявляется в эмпатии, вербальной и невербальной сензитивности, ценностных установках. Поведенческий компонент – это умения и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, стиль и способы разрешения конфликтов. 

Организационный блок определяется методами и формами реализации представленной технологии. Доминирующей формой реализации технологии является создание Школьной службы медиации, которая работает со всеми видами школьных конфликтов, а также со спорами, связанными с нарушениями дисциплины и правонарушениями со стороны учащихся на основе принципов медиативного и восстановительного подхода. Также технология предполагает обучение участников школьного сообщества новым способам разрешения конфликтов, способам восстановительной коммуникации и нового типа поведения в конфликтных ситуациях. Основными формами обучения выступают активные методы обучения и социально-психологический тренинг.

Операциональный блок модели предполагает формирование у участников образовательных отношений репродуктивных и продуктивных действий общения и взаимодействия, контроля и самоконтроля, рефлексии и самооценки, а именно умений распознавать и интерпретировать причины и источники конфликтов; вести межличностный диалог; осуществлять посредничество в контактах; анализировать и разрешать различного рода споры; оперировать знаниями, установками и навыками в условиях коммуникации и взаимодействия в реальном времени.

            Диагностический компонент предполагает психолого-педагогическое тестирование (предварительное, текущее, итоговое), рефлексию и самооценку, выполняя роль механизма обратной связи, позволяющего выявлять уровень сформированности компонентов конфликтологической компетентности (аффективного, когнитивного и поведенческого), достижение диагностичных целей, а также прогнозировать успешность школьного учебного взаимодействия, вносить необходимые коррекции в каждый из компонентов технологии.

            Результирующий компонент описывает возможные положительные изменения в личности участников образовательных отношений и психологической среде учреждения образования.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

1. ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель: формирование конфликтологической компетентности участников образовательных отношений.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

  • Когнитивный компонент (осознание участниками межличностного взаимодействия причин возникновения конфликтов, по­нимание природы противоречий и конфликтов между людьми, представления о нравственных установках, ценностях, нормах общения и речевого поведения).
  • Аффективный компонент (конструктивное отношение к конфликтам: эмпатия, вербальная и невербальная сензитивность, ценностные ориентации).
  • Поведенческий компонент (умения и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, стиль и способы разрешения конфликтов).

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

  • создание Школьной службы медиации и разрешения конфликтов (разработка структуры, Положения о Школе, определение функциональных обязанностей);
  • активные методы обучения: деловые и ролевые игры, проблемные задачи, мозговой штурм, групповая дискуссия, моделируемые ситуации конфликтных ситуаций;
  • инновационные формы работы: социально-психологический тренинг, создание портфолио, учебная практическая медиация и др.

4. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

  • своевременная и точная ориентировка в конфликтных ситуациях;
  • навыки и умения конструктивного общения;
  • навыки и умения ведения переговоров;
  • формирование установки на позитивное взаимодействие стремление понять другого человека;
  • способность учитывать состояние и возможности партнера по взаимодействию;
  • готовность проявить инициативу в общении;
  • способность осуществлять посредничество при разрешении школьных конфликтов. 

5. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

  • Диагностика: предварительная, текущая, итоговая. Оценка эффективности технологии.
  • Методы и методики диагностики структуры и компонентов (когнитивного, аффективного и поведенческого) конфликтологической компетентности; способности осуществления посреднической деятельности.

6. РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ

  • Развитие личностных качеств субъектов образовательных отношений (самосознания, самоотношения, самооценки, профессионального самоопределения, лидерских качеств).
  • Формирование психологической безопасности образовательной среды.
поделиться в:

Интернет-ресурсы: