В структуре конфликтологической компетентности выявляют следующие компоненты – когнитивный, аффективный и поведенческий.
Когнитивный компонент – это знание и понимание участниками межличностного взаимодействия причин возникновения конфликтов, их структуры, представление о себе и о другом, как об участнике конфликта, знание условий профилактики и альтернативных способов разрешения конфликтов.
Аффективный компонент определяется конструктивным отношением участников образовательных отношений к конфликтам, а также его участникам. Этот компонент проявляется в эмпатии, вербальной и невербальной сензитивности, умении понимать интересы и состояние другого человека, установках на позитивное взаимодействие, таких ценностных ориентациях как доверие, отрытость, сотрудничество, ответственность.
Поведенческий компонент – это умения и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, своевременной и точной ориентировки в конфликтных ситуациях, стиль и способы разрешения конфликтов, умения осуществлять посредничество при разрешении школьных конфликтов.
Школьная служба медиации – это служба, созданная в учреждении общего среднего образования и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам школьной медиации и медиативного подхода. Основная цель школьной службы медиации и разрешения конфликтов – внедрение новых альтернативных форм разрешения конфликтов в учреждениях общего среднего образования.
Успешному решению цели и задача инновационной деятельности способствует психолого-педагогическое моделирование воспитательного процесса в школе, результатом которого является разработанная технология.
Технология включает следующие блоки: целевой, содержательный, организационный, операциональный, диагностический и результирующий.
Целевой компонент технологии – формирование конфликтологической компетентности участников образовательных отношений – выступает системообразующим фактором, определяющим результат практического применения и наполняемость других блоков модели. В сложном процессе формирования конфликтологической компетентности очевидна необходимость междисциплинарного сотрудничества с другими дисциплинами: психология общения, психология личности, право, педагогика, социология и другими.
Содержательный блок модели описывает основные компоненты конфликтологической компетентности, которая чаще всего рассматривается как вид социально-психологической компетентности. Связь компонентов конфликтологической компетентности определяется взаимообусловленностью когнитивных, аффективных и поведенческих составляющих. Когнитивный компонент – это осознание участниками межличностного взаимодействия причин возникновения конфликтов, понимание природы противоречий и конфликтов между людьми. Аффективный компонент определяется конструктивным отношением к конфликтам, а также его участникам. Этот компонент проявляется в эмпатии, вербальной и невербальной сензитивности, ценностных установках. Поведенческий компонент – это умения и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, стиль и способы разрешения конфликтов.
Организационный блок определяется методами и формами реализации представленной технологии. Доминирующей формой реализации технологии является создание Школьной службы медиации, которая работает со всеми видами школьных конфликтов, а также со спорами, связанными с нарушениями дисциплины и правонарушениями со стороны учащихся на основе принципов медиативного и восстановительного подхода. Также технология предполагает обучение участников школьного сообщества новым способам разрешения конфликтов, способам восстановительной коммуникации и нового типа поведения в конфликтных ситуациях. Основными формами обучения выступают активные методы обучения и социально-психологический тренинг.
Операциональный блок модели предполагает формирование у участников образовательных отношений репродуктивных и продуктивных действий общения и взаимодействия, контроля и самоконтроля, рефлексии и самооценки, а именно умений распознавать и интерпретировать причины и источники конфликтов; вести межличностный диалог; осуществлять посредничество в контактах; анализировать и разрешать различного рода споры; оперировать знаниями, установками и навыками в условиях коммуникации и взаимодействия в реальном времени.
Диагностический компонент предполагает психолого-педагогическое тестирование (предварительное, текущее, итоговое), рефлексию и самооценку, выполняя роль механизма обратной связи, позволяющего выявлять уровень сформированности компонентов конфликтологической компетентности (аффективного, когнитивного и поведенческого), достижение диагностичных целей, а также прогнозировать успешность школьного учебного взаимодействия, вносить необходимые коррекции в каждый из компонентов технологии.
Результирующий компонент описывает возможные положительные изменения в личности участников образовательных отношений и психологической среде учреждения образования.
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
1. ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель: формирование конфликтологической компетентности участников образовательных отношений.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
- Когнитивный компонент (осознание участниками межличностного взаимодействия причин возникновения конфликтов, понимание природы противоречий и конфликтов между людьми, представления о нравственных установках, ценностях, нормах общения и речевого поведения).
- Аффективный компонент (конструктивное отношение к конфликтам: эмпатия, вербальная и невербальная сензитивность, ценностные ориентации).
- Поведенческий компонент (умения и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, стиль и способы разрешения конфликтов).
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
- создание Школьной службы медиации и разрешения конфликтов (разработка структуры, Положения о Школе, определение функциональных обязанностей);
- активные методы обучения: деловые и ролевые игры, проблемные задачи, мозговой штурм, групповая дискуссия, моделируемые ситуации конфликтных ситуаций;
- инновационные формы работы: социально-психологический тренинг, создание портфолио, учебная практическая медиация и др.
4. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
- своевременная и точная ориентировка в конфликтных ситуациях;
- навыки и умения конструктивного общения;
- навыки и умения ведения переговоров;
- формирование установки на позитивное взаимодействие стремление понять другого человека;
- способность учитывать состояние и возможности партнера по взаимодействию;
- готовность проявить инициативу в общении;
- способность осуществлять посредничество при разрешении школьных конфликтов.
5. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
- Диагностика: предварительная, текущая, итоговая. Оценка эффективности технологии.
- Методы и методики диагностики структуры и компонентов (когнитивного, аффективного и поведенческого) конфликтологической компетентности; способности осуществления посреднической деятельности.
6. РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ
- Развитие личностных качеств субъектов образовательных отношений (самосознания, самоотношения, самооценки, профессионального самоопределения, лидерских качеств).
- Формирование психологической безопасности образовательной среды.