Условия реализации инновационной деятельности направлены на развитие качеств личности подростка, способствующих успешной социализации и самореализации в жизни, коррекцию поведения и изменение установок. Участие в экспериментальном проекте позволит участникам образовательных отношений, прежде всего учащимся, принимать более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде, открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями, позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций, брать на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения, управлять собственными конфликтами и предупреждать их, признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях. Планируется, что в результате практики медиации у учащихся повысится самооценка, разовьются лидерские качества, улучшатся коммуникативные навыки. Также учащиеся приобретут навыки ассертивного (уверенного) поведения, научатся управлять своими эмоциями, будут ориентированы на разрешение конфликтов мирным путем.
Основными показатели эффективности деятельности школьной службы медиации являются:
1) снижение количества школьных конфликтов;
2) снижение количества правонарушений со стороны учащихся;
3) улучшение социально-психологического климата классного коллектива; 4) рост сотрудничества между педагогами и родителями;
5) более глубокая вовлеченность родителей в учебно-воспитательный процесс.
Критерии и показатели, согласно которым определяется эффективность инновационной деятельности
Критерии |
Показатели критериев |
Качественные измерители/компонент |
1. Конфликтологическая компетентность учащихся, педагогов, родителей, администрации |
-когнитивный компонент; -аффективный компонент; -поведенческий компонент.
|
Анкетирование, тестирование коммуникативных способностей и навыков; методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной), анализ конкретных конфликтных ситуаций (по схеме анализа конфликта), тест «Уровень конфликтности личности», тест «Самооценка конфликтности». |
2. Практическая готовность к осуществлению примирения в качестве посредника участников школьной службы медиации и разрешения конфликтов. |
Наличие практических знаний и умений, необходимых для осуществления примирения в качестве посредника и проведения медиации |
Моделирование учебной медиации, шкала оценки компетенций медиатора. |
3. Мотивационно-ценностная готовность к конструктивному разрешению конфликтов. |
Толерантность, эмпатия, стремление к диалогу, ценностные ориентации. |
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко. |
4. Овладение правовыми знаниями |
Уровень правовой осведомленности участников образовательной среды об альтернативных способах разрешения споров и конфликтов |
Анкетирование, тестирование, опросник правовой грамотности. |
5. Социально-психологическая компетентность учителей |
Стили взаимодействия, стиль разрешения конфликтов, локус контроля. |
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). |
6. Психологическая безопасность образовательной среды |
Взаимоотношения с учителями, взаимоотношения с учениками, возможность высказать свою точку зрения, сохранение личного достоинства, возможность обратиться за помощью, возможность проявлять инициативу, уважительное отношение. |
Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы». |
7. Степень удовлетворенности деятельностью школьной службы медиации и примирения. |
- учителей - родителей - учащихся - администрации |
Создание банка данных на основе мониторинга, использование опросника оценки удовлетворенности деятельностью. |
8. Качество и эффективность деятельности школьных служб медиации и примирения. |
Планирование деятельности. Мониторинг качества и эффективности деятельности. |
Данные анкетирования, статистика разрешения школьных конфликтов с помощью альтернативных методов (качественный и количественный анализ). |