Теоретический анализ научных источников позволяет сделать вывод, что сегодня еще нет целостной теории формирования конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений.
В современных концепциях разрешения межличностных конфликтов (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.В. Гришина, Б.И. Хасан) показана значимость и эффективность конструктивного отношения к конфликтным ситуациям, что становится важной задачей формирования конфликтологической компетентности. Таким образом, структура конфликтологической компетентности определяется знаниями, личностными качествами, опытом и навыками конструктивного разрешения конфликта.
Школьная медиация является в настоящее время одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием посредника-медиатора, который является для участников спора нейтральным, беспристрастным. Он помогает конфликтующим принять взаимовыгодное решение и создает условия для конструктивного диалога.
Понятие «медиация» происходит от лат. «mediare», что означает «посредничать». Медиация – это междисциплинарная область. Она лежит на стыке таких отраслей знания, как юриспруденция, психология, социология, конфликтология, лингвистика. Каждая из этих наук нашла свое отражение в медиации. овременное понимание медиации начало формироваться во второй половине ХХ века в странах англо-саксонского права – США, Австралии, Великобритании. Сам термин «медиация» впервые появляется в 1947 году в названии американского федерального центра по урегулированию конфликтов между работодателями и профсоюзами «Federal Mediation and Conciliation Service». В 60-70 е годы во многих странах закладываются основы медиации как альтернативного способа разрешения правовых споров.
С 21 января 2014 года в Республики Беларусь вступил в силу Закон Республики Беларусь «О медиации», который ввел правовой инструмент проведения переговоров, примирительных процедур, разрешение конфликтов и споров с участием независимого третьего лица – медиатора. Переговоры, проводимые с участием медиаторов и по процедуре, закрепленной законодательством Республики Беларусь, наиболее эффективны в отличие от традиционных методов ведения переговоров и разрешения споров и конфликтов, включая и судебное разбирательство. Процедура медиации одобрена судебной системой и повсеместно внедряется при рассмотрении различных споров. Основополагающими принципами школьной медиации являются добровольность, равноправие сторон, конфиденциальность, независимость и беспристрастность медиатора, сотрудничество и конструктивный характер переговоров.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- положения системного и субъектно-деятельностного подходов в психологии (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, А.Н. Леоньтев, К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов, В.Л. Марищук, Л.В. Марищук), психолого-педагогические основы развития человека в учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Ф.И. Иващенко, Е. Касьяник, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Т.В.Черникова, С.Н.Чистякова, О.К. Шульга и др.);
- положения компетентностного подхода в организации образовательного процесса (И.А. Зимняя, Л.В. Марищук, А.В. Хуторской и др.);
- положения теории, определяющие природу конфликта (А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, А.Г. Здравомыслов, Г. Зиммель, К. Левин, А.И. Шипилов, Б.И.Хасан и др.); п идеи педагогической конфликтологии (В.В. Базелюк, А.С. Белкин, В.И. Журавлев, М.М. Кашапов, М.М. Рыбакова, С.Ю. Темина и др.);
- применения медиативного подхода в разрешении конфликтов и споров.